Программа американского космического агентства CLPS (Commercial Lunar Payload Services, Коммерческая доставка грузов на Луну) ставит своей целью поддержку частных компаний, разрабатывающих платформы для доставки грузов на Луну. К настоящему времени НАСА заключило контракты на запуск девяти миссий с различными частными компаниями. Каждый аппарат должен будет доставить на Луну небольшие научные приборы или инженерные экспериментальные установки, разработанные в НАСА или по заказу НАСА. Сумма контрактов варьируется от $60 до $90 млн с одним исключением: в конце 2024 года компания Astrobotic должна будет обеспечить мягкую посадку на поверхность спутника Земли лунохода VIPER, для чего ей потребуется создать платформу повышенной грузоподъемности. За эту миссию она получит от НАСА почти $200 млн.

В конце июля компания Masten Space, являющаяся участником программы CLPS, подала заявление о банкротстве. Согласно условиям контракта, НАСА обязалось заплатить Мasten Space $81,3 млн за доставку в 2023 году научных приборов на Луну, однако компания успела получить из этой суммы только $66,1 млн. Подробнее об банкротстве Masten можно прочитать в этой статье.

14 августа в суде штата Делавер представитель Masten заявил, что компания получила предложение о выкупе практически всех своих активов за $4,2 млн от Astrobotic Technology – еще одного участника программы CLPS. В «активы» Masten входит аванс на пусковые услуги в размере $14 млн компании SpaceX.

Пока не известно, что не подпадает под «практически все» активы компании. Помимо разработки лунной посадочной платформы Masten занималась созданием и эксплуатацией суборбитального летающего аппарата с вертикальным взлетом и посадкой, заказчиком которого также выступает НАСА. Возможно, Masten хочет сохранить эту часть своей работы.

Из материалов дела о банкротстве стало известно больше подробностей о финансовом состоянии Masten. В течение долгого времени в компании работало в среднем 25 человек, однако после получения контракта CLPS ей пришлось расширяться. При этом значительных операционных доходов у Masten не было, а попытка найти дополнительные инвестиции в размере $60 млн окончилась неудачей. В марте компания договорилась о продаже неназываемому инвестору, однако тот впоследствии отказался от покупки, сочтя контракт по программе CLPS убыточным.

Две недели назад американский марсоход Perseverance отобрал свой 12 по счету образец грунта. Грунт был запечатан в герметичный контейнер и будет лежать на Марсе, ожидая, когда другой аппарат миссии Mars Sample Return подберет его и отправит на Землю.

После отбора образца была проведена обязательная съемка нескольких механизмов, входящих в систему отбора грунта. На этих снимках специалисты обнаружили два маленьких обломка неизвестного происхождения: один на долоте, второй на патроне сверла. Сейчас инженеры пытаются определить происхождение этих обломков, а также изучают возможность того, что они попали на механизм извне – например, с системы «входа, спуска и посадки» EDL, которую Perseverance сбросил в процессе посадки на Марс.

Расследование находится на ранней стадии. 6 августа на марсоход были переданы команды, чтобы провести съемку поверхности непосредственно перед Perseverance камерами Hazcam и Navcams. Камера, установленная на манипуляторе, должна была получить изображения долота и патрона под более удобным углом. НАСА рассчитывало, что все эти снимки будут получены 6-7 августа, а на начало прошлой недели были запланированы дополнительные визуальные и иные диагностические мероприятия.

Пока что новостей о ходе расследования не поступало.

Ссылка: mars.nasa.gov

Американская межпланетная станция InSight совершила посадку на Марс 27 ноября 2018 года. Она должна была решить две научные задачи: изучить температурные условия на глубине до 5 метров под поверхностью Марса и зафиксировать современные тектонические явления. Для этого на станции были установлены два инструмента: немецкий пенетратор с термодатчиками HP3 и высокочувствительный сейсмометр SEIS из Франции. Многочисленные попытки пенетратора погрузиться под поверхность планеты оказались безуспешными, и в январе 2021 года НАСА официально объявило эксперимент провалившимся. Однако прибор SEIS оказался более удачливым и собрал много данных о тектонической активности Марса.

Сейчас научные приборы на станции InSight уже отключены из-за нехватки энергии, однако анализ собранных данных еще продолжается. Недавно в журнале Geophysical Research Letters была опубликована статья о новом исследовании американских ученых, в котором использовались данные сейсмометра SEIS.

Основной задачей SEIS являлась фиксация подземных толчков и любых мелких тектонических явлений на Марсе, однако его возможности этим не ограничиваются. Информацию о скорости прохождения сейсмических волн, их отражении и поглощении можно использовать для анализа стратиграфической структуры подповерхностных пород и некоторых их свойств.

Ученые из США связали данные, собранные сейсмометром, с накопленным массивом данных о рельефе и температуре в районе равнины Элизий, где находится InSight. Первоначало они рассчитывали найти под исследовательской станцией осадочные породы и застывшие потоки лавы, а также воду – как в форме льда, так и в химически связанной форме. Однако эти ожидания не оправдались.

Проведенное компьютерное моделирование показало, что в 300 метрах под поверхностью Марса в месте посадки InSight водяной лед либо отсутствует, либо его очень мало. Породы там легкие и плохо сцементированные, т. е. не содержат льда, который заполнял бы поры. Это на означает, что присутствие мелких частиц льда совсем исключено, но пока что оценить вероятность этого не представляется возможным.

Как известно, в прошлом на Марсе было много воды. Вопрос в том, что с ней произошло, не имеет однозначного ответа, однако многие планетологи считают, что значительная часть воды вошла в состав минералов, т. е. стала т. н. химически связанной. При этом процессе молекулы воды встраиваются в более сложные и крупные молекулы минералов, и вода теряет свои изначальные свойства. Например, одним из самых распространенных водосодержащих минералов является глина.

В большинстве случаев водосодержащие минералы являются цементирущими породами, однако, как уже говорилось, их обнаружить не удалось.

На глубине сотен метров под поверхностью Марса постоянно сохраняется отрицательная температура, и, теоретически, ничего не препятствует длительному сохранению водяного льда. Объяснить дефицит воды, на который указывает исследование, ученые пока не могут. Существующие модели геологического строения Марса указывают на то, что на этой широте должен присутствовать мерзлый грунт с водоносными горизонтами в нем.

Авторы исследования отмечают, что симуляцию каждой модели подповерхностных условий запускали по 10 тысяч раз. И модель, основанная на пористой среде без цементирующего материала, лучше всего соответствует данным, собранным SEIS.

8 августа американские компании Northrop Grumman и Firefly Aerospace объявили о совместной разработке новой модификации ракеты «Антарес» (Antares). Эта модификация, которая получит название «Антарес-330», в дальнейшем будет использоваться для доставки на орбиту Земли грузовых кораблей «Лебедь» (Cygnus).

С 2014 года компания Orbital ATK (до объединения с ATK она называлась Orbital Sciences) занималась запусками грузовых кораблей Cygnus к Международной космической станции по контракту с НАСА в рамках программы CRS. Корабли выводила на орбиту ракета «Антарес-120», которая создавалась с широким привлечением иностранных подрядчиков – это же, впрочем, касается корабля Cygnus. Первая ступень «Антареса» создавалась украинским предприятием «Южмаш». На ней применялись советские двигатели НК-33 (Aerojet AJ26). Однако после аварии в октябре 2014 года первая ступень была перепроектирована. Новый «Антарес-230» получил двигатели РД-191 (в экспортном варианте РД-181) производства НПО «Энергомаш». А в 2017 году компания Orbital ATK вошла в состав Northrop Grumman.

Сейчас в запасе у Northrop Grumman есть первые ступени для двух следующих «Антересов», однако дальнейшее их производство по понятным причинам теперь стало невозможным. В связи с этим Northrop Grumman начала искать новых партнеров для возобновления полетов и выполнения контрактов с НАСА. Таким партнером стала компания Firefly Aerospace.

Firefly Aerospace была основана в 2017 году и с тех пор занималась разработкой ракеты легкого класса Firefly Alpha с полезной нагрузкой до 1 т. В дальнейшем Firefly планировала создать ракету среднего класса Firefly Beta. Кроме того, у компании есть контракт НАСА на создание легкой лунной посадочной станции по программе CLPS (Commercial Lunar Payload Services).

Первая попытка пуска ракеты Alpha состоялась в сентябре 2021 года и окончилась неудачей из-за аварии двигателя на 15 секунде полета. Сейчас Firefly готовится к повторной попытке достичь орбиты: второй полет Firefly Alpha может состояться уже в конце августа или, скорее, осенью этого года.

Новая ракета «Антарес-330», которая будет разрабатываться совместно NG и Firefly, получит полностью новую первую ступень, на которой будет установлено семь кислородно-керосиновых двигателей Miranda разработки Firefly. Отмечается, что в конструкции ступени и топливных баков будут применяться композитные материалы. Твердотопливная вторая ступень «Антареса» останется без изменений. Старты, как и раньше, планируется проводить с космодрома на острове Уоллопс в штате Вирджиния.

Грузоподъемность нового «Антареса» увеличится с 8,1 до 10,5 т при запуске на орбиту Международной космической станции. Благодаря этому, полезная нагрузка корабля Cygnus возрастет на 1,25 т и составит 5 т.

Следующий пуск «Антарес-230» с грузовым кораблем Cygnus запланирован на осень 2022 года. Еще один пуск состоится в 2023 году, а «Антарес-330» появится не ранее 2024 года. До начала эксплуатации этой ракеты Northrop Grumman для запуска кораблей к МКС будет использовать ракету Falcon 9 компании SpaceX. Любопытно, что во время схожего перерыва между «Антаресом» 100 и 200 серий корабли Cygnus запускались на ракетах «Атлас-5» компании ULA. Сейчас, однако, «Атласы», на которых применяются российские двигатели РД-180, постепенно выводятся к эксплуатации с заменой на новый «Вулкан», летные испытания которого пока не начались.

4 августа американская компания Astra Space объявила, что прекратит пуски своей ракеты-носителя сверхлегкого класса и вместо этого сосредоточится на разработке более тяжелой ракеты, которая будет готова к полетам до 2024 года. Это решение было принято после аварии Astra Rocket 3, произошедшей 12 июня.

Astra Rocket 3 является самой легкой коммерческой ракетой, способной доставлять грузы на орбиту Земли. Ее полезная нагрузка при запусках на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту составляет от 25 до 50 кг. Испытания Astra Rocket 3.0 начались в марте 2020 года, но ракета была потеряна в результате взрыва на стартовой площадке во время подготовки к пуску. После этого состоялись неудачные пуски ракет 3.1, 3.2 и 3.3. И лишь во втором пуске Astra Rocket 3.3 в ноябре 2021 года ей удалось достичь орбиты Земли. Впоследствии состоялось еще три пуска этой модификации ракеты, из которых успешным был только один.

В отчете для акционеров 4 августа Astra заявила, что расследование аварии 12 июня еще не завершено. В той миссии были потеряны два спутника TROPICS, запуск которых осуществлялся по контракту с НАСА. На данный момент известно, что первая ступень ракеты отработала без нареканий. На второй ступени произошла нештатная ситуация, из-за которой поступление компонентов топлива в двигатель «закончилось преждевременно».

Начало разработки новой ракеты повышенной грузоподъемности Rocket 4 было анонсировано еще в мае. Предполагается, что ее грузоподъемность увеличится до 600 кг. О конструкции этой ракеты известно лишь то, что она получит новый двигатель на второй ступени. Исполнительный директор Astra Крис Кэмп тогда заявил, что причина увеличения грузоподъемности ракеты – заинтересованность заказчиков в более тяжелых средствах выведения и увеличение массы спутников. Сейчас компания заявляет, что отказ от эксплуатации Rocket 3 позволит ей сосредоточить ресурсы на создании более востребованного носителя.

Компания надеется перезаключить все старые контракты на запуски, включая контракты с НАСА, на новую ракету. Американское космическое агентство, впрочем, не исключает, что воспользуется услугами других коммерческих подрядчиков для запуска оставшихся спутников TROPICS.

Согласно планам Astra, первый полет ракеты 4.0 должен состояться уже в следующем году. Однако ракета будет готова к коммерческим запускам только после выполнения нескольких испытательных полетов, т. е. не ее эксплуатация начнется не раньше 2024 года.

В среду 3 августа американское космическое агентство провело пресс-конференцию, на которой подтвердило, что готовится осуществить первый пуск сверхтяжелой ракеты SLS 29 августа. Подготовительные работы с ракетой и кораблем «Орион» в монтажно-испытательном комплексе для вертикальной сборки идут в соответствии с графиком, который предполагает вывоз SLS на стартовую площадку 18 августа.

Стартовое окно для миссии «Артемида-1» было объявлено 20 июля. Тогда говорилось, что НАСА надеется осуществить ее запуск 29 августа, а запасные окна откроются 2 или 6 сентября. За прошедшие две недели специалисты завершили ремонт ракеты после испытаний на стартовой площадке и разместили полезную нагрузку в корабле «Орион». Перед вывозом ракеты им осталось испытать систему аварийного прерывания полета (FTS, Flight Termination System), расположенную в межбаковом отсеке центрального блока. Работа с этой системой начнется на следующей неделе.

Согласно регламенту работы с FTS, ее испытания должны проводиться за 15 суток до пуска. Если он не произойдет в течение 20 суток, то системе потребуются повторные испытания. Эти требования накладывают дополнительные жесткие ограничения на продолжительность пусковых окон SLS и, в частности, касаются запасных стартовых окон 2 и 5 сентября. Сейчас НАСА пытается найти бюрократическое решение для этой проблемы.

Если старт состоится 29 августа, «Орион» завершит полет к Луне и вернется в атмосферу Земли 10 октября. Миссия «Артемида-2», которая станет первой пилотируемой экспедицией в окололунное пространство в XXI веке, состоится не ранее 2024 года.

Для того, чтобы ускорить первый полет корабля и ракеты, НАСА решило игнорировать небольшие недочеты, выявляемые во время подготовки к старту. Главная цель миссии – продемонстрировать работоспособность всей системы и способность «Ориона» вернуться на Землю со второй космической скоростью.

В пилотируемой экспедиции такой подход недопустим. При подготовке к миссии «Артемида-2» терпимость НАСА к рискам и недочетам будет значительно меньше.

На этой неделе Южная Корея готовится к старту своей первой миссии по исследованию дальнего космоса. В ночь с четверга на пятницу ожидается запуск космического аппарата KPLO (Korea Pathfinder Lunar Orbiter) – будущего научно-исследовательского спутника Луны. Его официальное название Danuri состоит из слов «dal» и «nurida», что означает «наслаждайтесь луной». Стоимость миссии составляет $180 млн.

Как можно догадаться из названия, миссия KPLO не преследует слишком амбициозных целей. Она должна подтвердить способность KARI (Корейского аэрокосмического института) создать космический аппарат, работающий за пределами земной орбиты, и управлять его полетом. Тем не менее, у KPLO есть и научные задачи.

Спутник имеет массу 678 кг (включая более 100 кг топлива) и несет шесть научных приборов. Среди них – камера LUTI, способная делать снимки с разрешением менее 5 м, широкоугольная поляризационная камера PolCam для изучения свойств реголита, магнитометр, гамма-спектрограф, прибор для отработки связи с дальним космосом и предоставленный НАСА прибор ShadowCam. Последний предназначен для картирования областей с высокой отражающей способностью – предположительно, залежей водяного льда – в постоянно затененных кратерах на полюсах Луны. ShadowCam был разработан Аризонским государственным университетом на основе прибора LROC, установленного на американском спутнике LRO, однако по чувствительности он в 800 раз обходит своего предшественника.

Маршевая двигательная установка KPLO состоит из четырех гидразиновых двигателей тягой около 30 Н (3 кгс) каждый. Система управления ориентацией включает четыре двигателя тягой 5 Н (0, 5 кгс).

Согласно первоначальным планам, запуск KPLO должен был состояться в 2018 году. Однако запуск приходилось неоднократно переносить из-за неготовности космического аппарата. Теперь он назначен на 5 августа в 2:08 мск (т. е. в ночь с четверга на пятницу). Спутник будет запущен с космодрома Канаверал на ракете-носителе Falcon 9 компании SpaceX.

Перелет KPLO к Луне будет проходить по низкоэнергетической траектории, аналогичной той, которая используется запущенным недавно малым американским спутником CAPSTONE. Согласно графику миссии, корейский спутник будет захвачен гравитацией Луны 16 декабря. После этого до Нового года он выполнит серию маневров, чтобы перейти на круговую полярную орбиту высотой 100 км.

В графике миссии выделен месяц на проведение испытаний аппарата на рабочей орбите. После этого – т. е. приблизительно 1 февраля – KPLO приступит к выполнению научной программы, на которую отведен один год. Если у спутника останется достаточно топлива, в 2024 году может быть принято решение о продлении миссии.

Ссылка: spaceflightnow.com