Первые дни в космосе многоцелевого лабораторного модуля «Наука» выдались весьма тяжелыми. Сразу после запуска с модулем была потеряна связь, что заставило понервничать специалистов. После восстановления связи Центр управления получил телеметрическую информацию с «Науки», в которой были зафиксированы различные проблемы. Не было подтверждено раскрытие антенны системы «Курс-А» и стыковочной мишени, наблюдались сбои в работе инфракрасных датчиков ориентации. Также датчики зафиксировали аномальное давление в топливных баках. Проблемы фиксировались и в двигателях модуля.

В связи этим Роскосмос не стал в пятницу отстыковывать от МКС и сводить с орбиты модуль «Пирс», место которого должна занять «Наука».

В ходе последующих сеансов связи было установлено, что антенна «Курса» раскрылась, а давление в баках стабилизировалось. Неофициально предполагается, что из-за ошибки в программном обеспечении клапан преждевременно открыл магистраль между топливными баками низкого давления и высокого давления. Получившее давление превышало штатное, при котором работают два основных двигателя «Науки» – ДКС, двигатели коррекции и сближения.

22 июля перигей орбиты «Науки», снизившийся до 190 км, был поднят при помощи 250-секундного включения малых двигателей причаливания и стабилизации (ДПС). Модуль поднялся на высоту 374 x 225 км.

Переломным в судьбе модуля стал вечер пятницы 23 июля. В 21:08 мск было проведено успешное тестовое включение основного двигателя, который отработал корректно. В результате короткого включения орбита космического аппарата поднялась на 14 км в перигее и 7 км в апогее. А по итогам двух длительных включений ДКС в субботу 24 июля апогей орбиты «Науки» вплотную приблизился к высоте орбиты МКС.

Сейчас модуль находится на орбите высотой 406 x 334 км с наклонением 51,64⁰. У него достаточно топлива для подлета к МКС и стыковки. Следующая коррекция орбиты намечена на 27 июля.

Определенные неполадки были обнаружены в системе стыковки «Курс-А» модуля «Наука», однако повторные ее испытания 25 июля закончились успешно. В случае отказа системы при стыковке, что нередко происходило со старыми «Курсами», космонавты смогут вручную пристыковать модуль в телеоператорном режиме управления (ТОРУ).

В субботу на МКС началась подготовка модуля «Пирс» к затоплению. Она продолжилась в воскресенье. Отстыковка корабля «Прогресс МС-16» вместе с «Пирсом» должна состояться сегодня в 13:53 мск. Корабль войдет в атмосферу в 17:42 и к 17:51 прекратит свое существование. Трансляция отстыковки начнется в 13:30.

Стыковка «Науки» с МКС не была перенесена. Как и планировалось изначально, она должна состояться 29 июля.

На протяжении всех этих дней Роскосмос из своих официальных комментариев исключает любые упоминания о проблемах с модулем «Наука». Он лишь постфактум сообщает о проводимых коррекциях орбиты, не указывая, как они отличаются от первоначальных планов. Пресс-служба Роскосмоса лишь два раза сообщила о переносе отстыковки модуля «Пирс»: в сообщении от 22 июля говорится, что она состоится в субботу 24-го (изначально планировалась 23-го), а 25 июля Роскосмос сообщил, что «Пирс» будет затоплен 26-го. При этом Роскосмос никак не объяснил и не прокомментировал отказ от затопления «Пирса» в субботу. Журналисты узнавали о переносах, прослушивая открытый канал связи с МКС.

Сегодня подмосковный ЦУП продолжил работы с двигателями коррекции и сближения модуля «Наука», которые были успешно испытаны вчера. По словам Дмитрия Рогозина, в 17:20 и 17:54 мск были проведены коррекции орбиты модуля «Наука» при помощи одного из двух двигателей ДКС. Полученную в результате этих маневров орбиту он назвал «расчетной».

Одновременно с этим, космонавты на Международной космической станции начали готовить модуль «Пирс» к затоплению. Они закрыли люк и приступили к откачке воздуха из отсека. Ожидается, что корабль «Прогресс МС-16» с «Пирсом» отстыкуется от станции завтра в 15:28 мск.

Следующая коррекция орбиты запланирована на вторник 27 июля.

В течения дня Роскосмос не сообщил никаких новых подробностей о состоянии многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ-У) «Наука», который был выведен на орбиту Земли вечером в среду 21 июля.

Нам достоверно известно, что модуль провел коррекцию орбиты в четверг при помощи двигателей причаливания и стабилизации (ДПС). Основные двигатели коррекции и сближения (ДКС) недоступны. По неофициальной информации, проблемы связаны с избыточным давлением, которое после запуска образовалось в топливных баках низкого давления.

Неравнодушные пользователи сети «Интернет» предполагают, что МЛМ-У необходимо в ближайшее время поднять высоту полета, чтобы замедлить «уход» плоскости орбиты от плоскости орбиты МКС. Если этого не сделать, то «Науке» не хватит топлива не перелет к станции. Исходя из этого предполагается, что ЦУП запланировал вечером в пятницу провести серию маневров при помощи двигателей причаливания и стабилизации. Нельзя исключать и того, что сегодня после 21:00 будет предпринята попытка провести тестовое короткое включение ДКС.

Работа специалистов усложняется тем, что радиокомплекс на борту модуля «Наука» работает не очень хорошо. О результатах сегодняшних маневров скоро узнаем от астрономов-любителей, которые следят за орбитой МЛМ-У. В случае успеха, о результатах коррекции орбиты, вероятно, сообщит и Роскосмос.

Сейчас становится все более очевидным, что добраться до космической станции при помощи ДПС модуль «Наука» не сможет. А потому его судьба будет зависеть от восстановления работоспособности основных двигателей. Широкой публике неизвестно достоверно, поможет ли расходование топлива двигателями стабилизации снизить давление в баках, предназначенных для двигателей коррекции, хотя эта версия остается основной.

Роскосмос официально не объявлял о желании отложить назначенную на субботу отстыковку модуля «Пирс» от МКС, однако ее перенос на воскресенье выглядит вполне вероятным.

UPD. Предположительно, тестовое включение двигателей коррекции прошло успешно.

В четверг вечером Роскосмос сообщил, что модуль «Наука» провел два включения двигательной установки. Первый тестовый маневр состоялся в 18:07 мск, двигатели были включены на 17,23 с. Величина импульса составила 1 м/с. Второе включение двигателей состоялось в 20:19 мск и продлилось 250,04 секунды. Импульс составил 14,59 м/с.

В результате второго маневра перигей орбиты «Науки» увеличился с приблизительно 190 км до 230,43 км (по данным НОРАД – 224,4 км).

Можно с достаточно большой уверенностью предполагать, что для коррекции орбиты использовались малые двигатели причаливания и стабилизации (ДПС), а не основные двигатели коррекции и сближения (ДКС), о проблемах с которыми сообщалось ранее. Этот маневр позволил выиграть время для решения проблем модуля, но его успех не означает, что ДПС удастся использовать для полета к МКС.

Сегодня специалисты продолжат работу над новой схемой перелета «Науки» к космической станции. Роскосмос анонсировал проведение дополнительных импульсов для построения орбиты в пятницу. Вероятно, они будут проведены вне зависимости от того, есть ли у «Науки» возможность долететь до МКС.

Поэтому наилучшим индикатором прогресса станет судьба малого модуля «Пирс». Если Роскосмос подтвердит отделение от МКС и затопление «Пирса» в субботу, это будет означать, что специалисты уверены в возможности доставить «Науку» на орбиту космической станции. А очередной перенос операций по подготовке к остыковке «Пирса» станет мрачным сигналом для будущего «Науки».

UPD. Роскосмос подтвердил, что сегодня космонавты будут готовить «Пирс» к отстыковке. Но это не означает, что отстыковка модуля состоится в субботу.

UPD 2. Отстыковка модуля «Пирс» от МКС переносится на воскресенье 25 июля.

Многоцелевой лабораторный модуль «Наука» был выведен на опорную орбиту в среду вечером 21 июля. Спустя несколько часов стало известно о неполадках, которые помешали выполнить запланированный маневр по подъему его орбиты. Официальной информации о текущем состоянии модуля нет. Ниже представлена картина событий, которая построена на открытых сообщениях из твиттера и онлайн-форумов. Она может быть частично или полностью неверной.

При выведении на орбиту с модулем была на некоторое время потеряна связь, что заставило понервничать специалистов. Об этом журналистам сказал Рогозин. После восстановления связи Центре управления получил телеметрическую информацию с «Науки», в которой были зафиксированы различные проблемы. Не было подтверждено раскрытие антенны системы «Курс-А» и стыковочной мишени, наблюдаются сбои в работе инфракрасных датчиков ориентации. Также датчики зафиксировали аномальное давление в топливных баках. Проблемы фиксировались и в двигателях модуля.

В связи с отказом от первой коррекции орбиты, была сдвинута – предварительно, на сутки – и отстыковка модуля «Пирс» от МКС.

В ходе последующих сеансов связи было установлено, что антенна «Курса» раскрылась, а давление в баках стабилизировалось. Предполагается, что из-за ошибки в программном обеспечении клапан преждевременно открыл магистраль между баками наддува низкого давления и высокого давления. Использовать основные двигатели «Науки» невозможно, пока давление в топливных баках не снизится.

На текущей орбите модуль может оставаться менее двух суток, поэтому первоочередной задачей является подъем его перигея. Недавно Центр управления провел пробное включение двигателей ориентации, которое, по предварительным данным, прошло успешно. В ближайшее время специалисты попытаются использовать эти двигатели для подъема орбиты.

Логичным выходом из положения может быть использование малых двигателей ориентации для выполнения перелета к МКС. Однако они не были предназначены для этой задачи, и до проведения расчета обновленной программы перелета нельзя сказать, хватит ли на него топлива.

«Наука» находится на орбите с периодом обращения 90 минут. Сеансы связи с ней проводятся во время пролета в области видимости наземной станции.

UPD. Астрономы наблюдают изменение орбиты модуля вследствие маневра, выполненного в 20:00 для подъема перигея орбиты.

Сегодня утром на Байконуре прошло заседание государственной комиссии, которая утвердила решение о готовности к пуску ракеты «Протон-М» с модулем «Наука». Старт должен состояться сегодня в 17:58:12 мск. Его трансляцию можно будет посмотреть в соцсетях Роскосмоса или у НАСА.

Подробнее о модуле «Наука» можно прочитать в этой статье.

Ниже показана циклограмма полета ракеты «Протон-М». Путь МЛМ-У «Наука» до МКС займет восемь суток.

20 июля в 14:30 мск начнется трансляция полета суборбитальной ракеты New Shepard компании Blue Origin, а сам старт ожидается в 16:00. Сегодня на борту возвращаемой капсулы New Shepard впервые будут находиться люди: основатель Blue Origin Джефф Безос, его брат Марк, участница группы пилотов «Меркурий-13» Уолли Фанк и сын банкира из Нидерландов Оливер Деймен.

Капсула New Shepard поднимется на высоту более 100 км, что, формально, позволит ее пассажирам считать себя астронавтами.

Суборбитальная туристическая система New Shepard разрабатывается с начала 2010-х годов. Она состоит из одноступенчатой ракеты, которая приводится в движение кислородно-водородным двигателем BE-3, и возвращаемой капсулы на шесть человек. После взлета капсула отделяется от ракеты, по инерции она достигает высоты более 100 км и возвращается на Землю на парашютах, используя двигатели для смягчения посадки. Ракета возвращается к старту и выполняет вертикальную реактивную посадку.