В открытом письме в газете «Московский комсомолец» бывший космонавт Геннадий Падалка, мировой рекордсмен по длительности пребывания на орбите, выступил с резкой критикой руководства Центра подготовки космонавтов им. Гагарина. Полностью письмо можно прочитать здесь. Сам Падалка только что уволился из отряда. По различным причинам за последние два года из отряда космонавтов ушли 10 человек.

В адрес главы ЦПК Юрия Лончакова, который находится на этой должности уже три года, накопилось множество претензий. Факты можно интерпретировать по-разному, а многое остается на уровне слухов. Это следует иметь в виду при составлении своего мнения об обстановке в ЦПК.

1. Геннадий Падалка эмоционально назвал дезертирством увольнение Юрия Лончакова из отряда космонавтов в августе 2013 года. Фактически это не так: отряд космонавтов в то время уже не являлся военной частью. Как и любой работник, космонавт имеет право уволиться в любой момент. Однако к моменту ухода Лончаков уже был назначен в полет, и для него пришлось срочно искать замену. Увольнение стало неожиданностью как для тогдашнего главы ЦПК Сергея Крикалева, так и для руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина. Лончаков обставил свой уход достаточно публично, выступив перед СМИ и объявив, что ему предложили «более интересную работу».

2. Лончакова обвиняют в «подсиживании» Крикалева. Спустя два месяца после увольнения из отряда космонавтов и ЦПК он стал советником Олега Остапенко, который сменил Поповкина в кресле главы Роскосмоса, и менее чем через полгода после этого Лончаков вернулся в ЦПК уже в качестве директора. Роскосмос крайне некрасиво уволил Крикалева против его воли и вопреки публичным обещаниям этого не делать, прозвучавшим буквально за месяц до увольнения.

Стоит отметить, что на днях Крикалев, в настоящее время работающий в Роскосмосе, выразил сожаление по поводу ухода Падалки. Он отказался комментировать работу своего преемника.

3. Падалка намекает, что Лончаков мог стоять за кампанией по дискредитации Крикалева среди сотрудников ЦПК. Он также считает, что Лончаков в 2016 году «выжал» из Центра подготовки космонавтов Олега Котова и добился того, чтобы тот не получил работу директора департамента пилотируемых программ в Роскосмосе.

4. По мнению Геннадия Падалки, звание «космонавт первого класса» Лончаков получил незаслуженно.

5. Существует распространенное мнение, что руководство Центром подготовки космонавтов осуществляется очень неэффективно. По словам Падалки, команда Лончакова набрана по принципу «не профессионализма и авторитета, а по лояльности, личной преданности и кумовства». Аналогично высказался анонимный источник «Московского комсомольца» в ЦПК: «Если раньше в экипажи отбирали самых достойных летчиков, инженеров, то теперь два-три человека в окружении главы ЦПК назначают на полет тех, кто им нравится, кто к ним лоялен». Неназванный собеседник «Медузы» говорит примерно то же самое: «С назначением Лончакова расширилась номенклатура должностей его заместителей и советников, обоснованность которых совершенно неочевидна. Эти должности заняли люди, близкие и лояльные к руководству, но нередко не имеющие ни опыта руководящей работы, ни опыта работы в космической сфере».

Многие проекты, которыми занимается ЦПК, превратились в долгострои. В частности, уже два года гидролаборатория остается недостроенной, из-за чего не проводятся тренировки выходов в открытый космос. Такой же срок не работает центрифуга.

6. Согласно «Медузе», зарплата космонавтов в последние годы не растет, а, скорее, снижается. Проблемы с оплатой труда в отряде космонавтов существовали очень давно, но к приходу Лончакова заработная плата космонавта достигла приличного уровня (это, конечно, произошло не сразу, и преобразование отряда космонавтов в гражданское учреждение с последующим выравниванием зарплат нельзя было назвать безболезненным процессом, но это уже другая история).

7. Некоторые посетители ЦПК, включая журналистов, жаловались на требования оплаты экскурсий сверх прейскуранта и другие проявления коррупции.

Американская межпланетная исследовательская станция Dawn была запущена в космос в 2007 году. Ее миссия включала две большие задачи: изучение астероида Веста и карликовой планеты Церера в поясе астероидов. Обойтись без больших затрат топлива на все перелеты и коррекции орбиты позволила электрореактивная двигательная установка, в которой использованы ионные двигатели NSTAR на ксеноне. В 2014 году все научные задачи у Весты были выполнены, и с весны 2015 года Dawn находится на орбите Цереры.

Основная система управления ориентацией космического аппарата Dawn состоит из четырех маховиков, работающих по принципу гироскопа. Увеличивая и уменьшая скорость их вращения, аппарат может изменять собственную ориентацию. Первый маховик вышел из строя в 2010 году, за год до выхода на орбиту Весты. В 2012 году, незадолго до завершения миссии у астероида, отказал второй. Это событие задержало Dawn более чем на месяц.

В настоящее время Dawn готовился к съемке кратера Оккатор из положения, в котором аппарат будет находиться на линии между кратером и Солнцем. Благодаря этим снимкам ученые надеются получить новые данные о светлых отложениях в центре кратера. 23 апреля, во время приготовления к этому наблюдению, отказал третий маховик системы ориентации. Об этом стало известно во время сеанса связи на следующий день, после чего Dawn был переведен на резервную систему управления ориентацией на основе гидразиновых двигателей.

Поломка произошла после пятичасового орбитального маневра 22 апреля, но до более короткой коррекции орбиты, которая была запланирована на 23-24 апреля. В пресс-релизе НАСА отмечается, что на текущей орбите зонд сможет провести наблюдения кратера Оккатор.

Основная миссия Dawn у Цереры была завершена в июне 2016 года, после чего начались расширенные наблюдения. Представители НАСА выражают мнение, что поломка не окажет значительного влияния на оставшиеся в расписании Dawn задачи расширенной миссии.

Это не первый случай, когда американские космические аппараты страдают от проблем с системой ориентации. В 2013 году из-за поломки второго маховика (первый вышел из строя в 2012) была остановлена основная научная миссия космического телескопа «Кеплер», разработанного и построенного компанией Ball Aerospace. Постройкой станции Dawn занималась Orbital ATK.

21 апреля американская межпланетная исследовательская станция «Кассини» (Cassini) в 127 раз за свою 13-летнюю службу пролетела вблизи спутника Сатурна Титан. Расстояние наибольшего сближения между ними составило 979 км.

Космический аппарат передал на Землю радарные снимки поверхности Титана, которая скрыта от обычных камер, работающих в видимом диапазоне, плотной слабопроницаемой атмосферой. На этот раз радар «Кассини» запечатлел моря и озера из углеводородов в районе северного полюса Титана. Этот район уже был изучен в прошлом, но без использования радара. На основе полученных данных ученые надеются оценить глубину и состав озер, а также найти новые свидетельства явления, называемого «магическими островами». Как можно догадаться из названия, речь идет о то пропадающих, то появляющихся на снимках участках суши в морях.

Миссия «Кассини» окончится уже через несколько месяцев. Завершив заключительный пролет около Титана, космический аппарат вошел в последнюю фазу своей работы – «Великий финал» (Grand Finale). Гравитационное воздействие Титана изменило орбиту «Кассини». Благодаря этому станция не возобновит полеты за внешним пределом колец Сатурна, а с 26 апреля начнет серию из 22 витков между кольцами, которая завершится 15 сентября в атмосфере газового гиганта./p>

Ссылка: www.jpl.nasa.gov

На днях СМИ сообщил об уходе из отряда космонавтов сразу нескольких человек.

Побывавший в космосе пять раз Геннадий Падалка пояснил, что решил уйти, поскольку не видит перспектив на еще один полет, а другой работы в Центре подготовки космонавтов для него «не нашлось». Ранее он говорил, что хотел слетать в космос еще раз, чтобы число проведенных на орбите дней превысило тысячу. К настоящему моменту он провел в космосе 878 дней и является абсолютным рекордсменом мира по этому показателю.

Александр Самокутяев (два полета, 331 сут. налета, два выход в открытый космос) освобождается от должности на основании решения Государственной медицинской комиссии. Он остается работать в ЦПК.

Сергей Ревин, совершивший один полет в космос (124 суток) также увольняется из отряда по медицинским показаниям и покидает ЦПК по собственному желанию.

Решение об увольнении Падалки, Самокутяева и Ревена из отряда космонавтов будет утверждено в ближайшие недели. После официального оформления в отряде останется 28 человек, из них 14 совершили хотя бы один полет в космос. В этом году ЦПК объявил новый конкурс для пополнения отряда.

Ранее, в феврале 2017 года, из отряда космонавтов по собственному желанию выбыл Сергей Волков, участник трех космических полетов. Он провел на орбите 547 суток, совершил четыре выхода в открытый космос и выходил в группу наиболее опытных космонавтов. Он был предварительно назначен в экипаж корабля «Союз МС-12», который должен был стартовать в 2019 году, однако осенью 2016 года (т.е. примерно за полгода до увольнения) этот полет не был утвержден в связи с сокращением экипажа Российского сегмента МКС.

Год назад из отряда ушел Олега Котов, еще один очень опытный космонавт (три полета, т.е. 526 суток налета, и шесть выходов в открытый космос). Он одновременно покинул ЦПК и возглавил Центр пилотируемых программ в ЦНИИМаше.

В марте 2017 года медицинская комиссия признала временно негодным к тренировкам Александра Скворцова из-за травмы, полученной во время спортивных занятий. Александр Александрович дважды летал в космос. Он остается в отряде космонавтов.

В связи с сокращением экипажа на Российском сегменте МКС многие космонавты могли потерять надежду отправиться в космос. Раньше корабли «Союз» летали попеременно с одним или двумя россиянами на борту и, соответственно, двумя или одним астронавтами из США, Европы или Японии по контракту с НАСА. Обычно в полет командиром корабля назначался один опытный космонавт. Вместе с ним на тех кораблях, на которых Роскосмос имел два места, в качестве бортинженера мог полететь новичок.

Теперь же – по крайней мере до начала полетов американских пилотируемых кораблей – на всех «Союзах» будет один россиянин и два астронавта по американской квоте.

Это не первый раз, когда из Центра подготовки космонавтов приходят печальные новости. Можно вспомнить очень странное увольнение Сергея Крикалева с поста главы ЦПК в марте 2014 года. Буквально за месяц до этого тогдашний глава Роскосмоса Олег Остапенко заявил, что Роскосмос готов продлить с ним контракт, если он захочет. Крикалев после этого публично подтвердил желание остаться на своей должности, однако нового контракта так и не дождался. Вместо него ЦПК возглавил Юрий Лончаков, который внезапно уволился из отряда космонавтов за полгода до этого и заявил при уходе, что ему предложили «более интересную работу». Сейчас Лончаков остается главой ЦПК, Крикалев с 2016 года является исполнительным директором по пилотируемым космическим программам госкорпорации Роскосмос.

Американская автоматическая межпланетная станция «Кассини» (Cassini) сделала фотографию Земли на фоне двух колец Сатурна, состоящих из ледяных частиц. Снимок получен 12 апреля 2017 года. Расстояние от космического аппарата до Земли составляло 1,4 млрд км. Во время съемки наша планета была обращена к «Кассини» регионом Атлантического океана. Не увеличенной версии фотографии можно рассмотреть не только Землю, но и Луну.

«Кассини» работает на орбите Сатурна с 2004 года. Научная миссия аппарата завершится 15 сентября этого года. «Кассини» будет сведен с орбиты и сгорит в атмосфере планеты-гиганта.

18 апреля в космос был запущен грузовой корабль Cygnus, основная задача которого – доставить на Международную космическую станцию припасы и оборудование c материалами для научных экспериментов. В то же время, при возвращении корабля на Землю запланированы сразу два отдельных эксперимента. Первый из них Saffire, посвящен изучению распространения огня в невесомости.

В ходе второго эксперимента с корабля будут выброшены три сферы с разными типами теплозащитного покрытия. Погружаясь в атмосферу Земли, они будут передавать информацию о своей температуре. Цель инженеров состоит в том, чтобы собрать информацию о характеристиках материалов в реальных условиях спуска в атмосфере. Сопоставление этих данных с теоретическими позволит уточнить методики расчетов характеристик абляционных материалов и параметры наземных экспериментов.

На зондах RED Data2 будет использован новый конформный абляционный материал, разработанный компанией Terminal Velocity Aerospace (TVA). Как отметил представитель НАСА, сотрудничество с малым бизнесом позволяет агентству сильно экономить при ведении разработок.

На первом зонде (слева на фото) будет использовано конмормное теплозащитное покрытие компании TVA, состоящее из двух элементов. Лобовой экран представляет собой материал C-PICA (Конформный углеродный аблятор с заполнением фенолом), а боковые и задние стенки покрыты C-SIRCA (Конформный многоразовый керамический аблятор с заполнением силиконом).

На втором зонде (в центре) использовано покрытие Avcoat, которое также применяется на новом пилотируемом космическом корабле Orion. Третий зонд (справа) защищен плитками, аналогичными тем, что использовались на космических шаттлах.

Каждый зонд представляет собой твердый корпус размером примерно с футбольный мяч, покрытый снаружи теплозащитным материалом. Внутри корпуса и в теплозащитном покрытии установлены датчики для измерения температуры. Зонды оборудованы антенной для передачи информации на Землю через спутники компании Iridium.

Аппараты пробудут внутри корабля Cygnus до июня, когда его миссия завершится. Корабль отстыкуется от МКС и будет сведен с орбиты. При попадании в плотные слои атмосферы он разрушится, и зонды продолжат свободный полет вместе с обломками корабля. Завершив передачу данных, они затонут в Тихом океане.

Во вторник 18 апреля в 18:11 мск должен состояться пуск американской ракеты «Атлас V», которая доставит в космос грузовой корабль Cygnus «Джон Гленн» с припасами и материалами для научных экспериментов на МКС. Для компании Orbital ATK этот запуск грузового корабля станет седьмой регулярной миссией снабжения МКС по контракту с НАСА и восьмым запуском Cygnus к МКС.

В качестве средства выведения на этот раз была выбрана ракета «Атлас V 401» компании ULA, а не собственная ракета-носитель «Антарес» Orbital ATK, которая совершила первый после модернизации полет 17 октября 2016 года. Корабль доставит на космическую станцию 3,5 т грузов. В следующий раз для запуска Cygnus будет использован «Антарес».

Согласно первоначальному контракту Orbital должна была совершить восемь полетов к Международной космической станции. Позднее число полетов увеличилось до 12. Компания также примет участие во втором этапе коммерческой программы НАСА по доставке грузов на МКС, который начнется в 2019 году.

Старт ракеты «Атлас V» 18 апреля впервые будет транслироваться при помощи 360-градусной съемки.

Вероятно, 20 апреля (официально – в промежутке между 20 и 24) китайская ракета-носитель среднего класса CZ-7 («Великий поход 7») доставит на орбиту космический корабль «Тяньчжоу». Это будет первый испытательный полет нового грузового корабля, который в будущем Китайское космическое агентство планирует использовать для снабжения национальной космической станции.

В ходе этой миссии должна быть отработана операция автоматической стыковки грузового корабля с одномодульной лабораторией «Тяньгун-2» и ее дозаправка из топливных баков «Тяньчжоу».

Длина «Тяньчжоу» составляет 10,6 м, максимальный диаметр – 3,35 м. Масса корабля при полной загрузке может достигать 13 т, из которых полезная нагрузка составит 6,5 т. Запуск состоится со стартовой площадки №201 космодрома Вэньчан.