1. В Китае успешно произведен запуск спутника «Цюэцяо» лунной исследовательской миссии «Чанъэ-4». «Цюэцяо» займет свое место в точке Лагранжа L2 за Луной, откуда будет обеспечивать связь с Землей будущей лунной посадочной станции – ее запуск запланирован на конец года. Подробнее о миссии можно прочитать здесь.

2. Консультативный совет НАСА по безопасности снял возражения относительно безопасности схемы заправки Falcon 9 при пилотируемых запусках.

В этом году должны начаться летные испытания новых американских пилотируемых кораблей, Dragon 2 компании SpaceX и Starliner компании Boeing. Для запусков Dragon 2 предполагается использовать ракету Falcon 9, особенностью которой является применение сильно охлажденного кислорода в качестве окислителя. Кислород с низкой температурой быстро испаряется, и из-за этого заправка должна проводиться максимально близко к пуску ракеты.

В прошлом во всех пилотируемых запусках НАСА посадка экипажа в космический корабль проводилась после заправки ракеты-носителя окислителем. SpaceX же планирует проводить заправку Falcon 9 после посадки экипажа. У различных экспертов с 2015 года возникали сомнения относительно безопасности этого подхода. Центр НАСА по проектированию и безопасности провел детальное расследование возможных проблем, связанных с поздней заправкой Falcon 9. Отчет, составленный по результатам работы, смог убедить членов Консультативного совета в безопасности выбранного SpaceX подхода.

Беспилотный запуск корабля Dragon 2 ожидается в III квартале этого года.

3. В Центральном блоке ракеты-носителя SLS найдено загрязнение.

Первый пуск сверхтяжелой ракеты SLS, которая разрабатывается в США с 2011 года, назначен на конец 2019 года. Между тем, высшие чиновники в НАСА признают, что шансы совершить полет в срок остаются очень низкими, и более вероятным периодом старта является лето 2020 года. Сейчас сборка центрального модуля SLS проводится на производственном предприятии НАСА в Мишу (Новый Орлеан).

В этом году в ходе стандартной проверки качества работ в трубопроводах двигательной секции центрального блока SLS было обнаружено загрязнение – парафин, который использовался для опрессовки трубопроводов при их производстве и не был очищен должным образом перед транспортировкой. Boeing – головной подрядчик по проекту SLS – не раскрывает название субподрядчика, отвечавшего за поставку трубопроводов.

В феврале этого года загрязнение было найдено в одной трубе, но дальнейшее расследование показало, что ему подвержено больше трубопроводов. Как отметили представители НАСА на выступлении на Консультативном совете по безопасности, прочистка станет «нетривиальной задачей». План действий по ликвидации загрязнения пока не составлен.

Представители НАСА пока не комментируют вопрос о том, как загрязнение может повлиять на сроки первого полета SLS. В начале весны, когда не было известно о масштабах загрязнения, предполагался сдвиг в графике на четыре месяца.

4. Исследование: коммерческие орбитальные станции не смогут стать прибыльными в середине 2020-х годов.

НАСА планирует завершить участие в программе Международной космической станции в 2024 году. В этот период американское космическое агентство планирует перевести фокус на орбиту Луны, тогда как низкой околоземной орбитой должны заняться частные компании. Они могут как получить в пользование американский сегмент МКС, так и запустить собственные космические станции различного назначения.

Согласно новому исследованию, проведенному Институтом науки и технологий (подразделение Института оборонного анализа), космические станции на орбите Земли, скорее всего, не смогут приносить прибыль в середине 2020-х годов. Всего в исследовании были рассмотрены четыре сценария. Лишь в агрессивном сценарии (высокие доходы, низкие затраты) удалось показать небольшую прибыль космической станции. В сценарии с низкими доходами и затратами был получен небольшой убыток. Варианты с высокими затратами продемонстрировали большие убытки от эксплуатации станции.

Согласно агрессивному сценарию (т.е. единственному успешному), стоимость выведения грузов в космос к 2024 году должна упасть на 50-75%, а некоторые виды коммерческой деятельности в космосе должны продемонстрировать более высокий рост, чем предполагается сейчас.

Исследование выявило три наиболее перспективных вида коммерческой деятельности на низкой орбите Земли: производство «экзотических» оптических волокон, сборка спутников и обеспечение полетов космонавтов различных космических агентств. Годовой доход от этой деятельности может приносить от $7 до $359 млн.

В качестве решений проблемы исследование предлагает либо продлить эксплуатацию МКС до 2028 года, либо субсидировать частные орбитальные проекты.

Трехдневное окно для запуска спутника-передатчика китайской научно-исследовательской миссии «Чанъэ-4» откроется 21 мая. Запуск состоится с космодрома Сичан на юге Китая на ракете-носителе CZ-4C.

Первоначально миссия «Чанъэ-4» была дублером «Чанъэ-3», в рамках которой в 2013 году китайский посадочный аппарат впервые совершил успешную посадку на поверхность Луны и доставил туда небольшой луноход (который, правда, почти сразу сломался). После успеха этой миссии цели «Чанъэ-4» были изменены на более амбициозные. Теперь Китай намерен доставить посадочную платформу на обратную сторону Луны. В прошлом все американские и советские исследовательские станции приземлялись на видимой стороне спутника Земли.

Поскольку дальняя сторона Луны никогда не бывает видна с Земли, прямая связь с ней невозможна. Спутник-передатчик, который Китай планирует запустить на следующей неделе, будет находиться вблизи второй точки Лагранжа, т. е. приблизительно в 65 тысячах км за Луной около линии Земля-Луна. Оттуда он сможет передавать сигнал и на Землю, и на обратную сторону Луны. Для связи с наземными станциями будет использоваться антенна S-диапазона, а связь с посадочной станцией будет поддерживаться в X-диапазоне.

Посадочная станция, как и в 2013 году, будет нести маленький луноход. Она будет запущена спустя полгода после орбитального модуля, в ноябре или декабре 2018 г. Район ее посадки находится в бассейне Южный полюс – Эйткен.

Помимо устройств связи на орбитальном модуле находится научный инструмент – разработанный в Нидерландах низкочастотный экспериментальный радиотелескоп NCLE. Его задача – попробовать зафиксировать радиосигналы с того раннего «темного» этапа развития Вселенной, когда в ней еще не появились первые звезды. Радиоастрономия на частотах ниже 30 МГц эффективна только за пределами ионосферы Земли, и поэтому находящийся за Луной спутник предоставляет отличную возможность для такого эксперимента. Кроме этого, NCLE попробует измерить излучение Солнца и Юпитера и изучить фоновое излучение нашей галактики.

По словам голландских специалистов, прибор NCLE разрабатывался в спешке, т. к. приглашение Китая на участие в миссии было получено только в 2015 году. Ситуацию осложнил также запрет на использование американских комплектующих, подпадающих под правила регулирования ITAR. Из-за этого, инженерам пришлось разрабатывать радиоантенну с нуля.

Измерения на NCLE начнутся только в 2019 году, спустя три месяца (это официально заявленная продолжительность работы посадочной миссии) после посадки десантной платформы на Луну.

Вместе с орбитальным модулем будут запущены два микроспутника «Лунцзян-1» и «Лунцзян-2», разработанные Харбинским технологическим институтом. На них будет проведен эксперимент по радиоинтерферометрическим измерениям со сверхдлинной базой (РСДБ). На одном из спутников будет установлена оптическая микрокамера, разработанная в Саудовской Аравии.

14 мая РБК сообщил, что Дмитрий Рогозин, ранее курировавший космонавтику и военную промышленность в правительстве, в ближайшее время возглавит госкорпорацию «Роскосмос». Это решение, которое сложно объяснить с точки зрения логики, может иметь много неприятных последствий для российской космонавтики.

Дмитрий Рогозин хорошо известен в США – возможно даже лучше, чем нынешний глава Роскосмоса Игорь Комаров, – и эта известность имеет достаточно неприятный оттенок. Бывший вице-премьер ассоциируется с предложением перестать доставлять американских астронавтов на МКС («пусть на батутах летают») и идеей ввести эмбарго на экспорт российских ракетных двигателей в США.

Назначение происходит на фоне обсуждения возможного российского участия в постройке американской окололунной станции. Роскосмос добивался превращения национальной американской станции в международный проект, и руководство НАСА вряд ли захочет идти навстречу такому одиозному партнеру. А даже если захочет, этого не допустит американский парламент.

Дополнительно любое сотрудничество с Европейским космическим агентством и НАСА затруднит тот факт, что Рогозин находится под индивидуальными санкциями. Ему запрещен въезд в США, Канаду, Европейский Союз, Швейцарию, Австралию и на Украину. Из-за этого простая встреча руководителей западных космических агентств с Рогозиным становится очень сложной.

Рогозин намерен объединить Роскосмос в новом военно-космическом холдинге вместе с предприятиями военно-промышленного комплекса. Не говоря уж о том, что это окончательно перекроет пути сотрудничества с западными странами в области космонавтики (ведь предприятия ВПК тоже находятся под санкциями), такая реформа лишит российскую космонавтики стратегии.

Заказчиком военной продукции является Министерство обороны, а исполнителем заказа будут предприятия ВПК, объединенные в новый холдинг. Аналогично, исполнителем заказа в области космонавтики станет этот же холдинг, но кто будет заказчиком? Заказчик из этой цепи исчезает, т.к. органа, отвечающего за выработку государственной политики и госзаказа в области космонавтики, не будет. На холдинг ляжет простая задача по поддержанию предприятий на плаву, для чего более убыточные предприятия будут постепенно закрываться или присоединяться к менее убыточным, и выжить смогут те организации, которые получат заказы от того же Минобороны.

Конечно, в теории, дополнительный небольшой заказ в области космонавтики сможет обеспечить Академия наук. Здесь есть три проблемы. Во-первых, РАН не обладает большим бюджетом. Во-вторых, РАН не может знать, каковы возможности предприятий отрасли и какие миссии она способна выполнить. Именно поэтому во всех странах с развитой космонавтикой существуют космические агентства, которые вместе с учеными определяют, какие научно-исследовательские проекты следует финансировать. Во-третьих, в обязанности РАН не входит развитие технического потенциала космонавтики. Зачастую проекты в космонавтике не имеют прямых научных целей и являются технологическими (примеры – «Марсианский вертолет» НАСА, «Луна-Глоб» в России). Ученые не будут заказывать такие миссии: ими должно заниматься государственное агентство, заинтересованное в развитии космической отрасли и ее возможностей. В России заняться этим будет некому.

К сожалению, вполне возможно, что мы сейчас наблюдаем второй акт конца российской космонавтики. На первом этапе она была реорганизована в госкорпорацию, что позволило поставить под сомнение необходимость государственного финансирования отрасли в целом. Сейчас будет свернута долгосрочная стратегия развития не-прикладной космонавтики и начнется сокращение размеров отрасли с сохранением обещаний будущих масштабных программ. Наконец, в 2020-х годах от этих лозунгов придется отказаться из-за отсутствия новой техники и вывода из производства старой, а отрасль сожмется до небольших масштабов, которые будут соответствовать скромным запросам Минобороны. Запросы эти будут снижаться вслед за сокращением технического потенциала предприятий, занимающихся космическими разработками.

РБК получил подтверждение этой информации от источников в Минобороны и в окружении самого Рогозина. Российскую космонавтику ждет очередная реформа: госкорпорация Роскосмос будет включена в большой Универсальный ракетно-космический холдинг вместе с предприятиями военно-промышленного комплекса.

Ссылка: rbc.ru

1. NASA согласилось включить небольшой вертолет в миссию «Марс 2020».

Следующая флагманская американская миссия по исследованию Марса, пока что известная как «Марс 2020», неожиданно стала заметно интереснее.

«Марс 2020» – это тяжелый марсоход, в основе которого лежит платформа, успешно опробованная на миссии MSL/Curiosity. Марсоход Curiosity успешно работает на Марсе с августа 2012 года, и новый исследовательский аппарат будет очень на него похож. Различия между ними будут заключаться в наборе научных инструментов. Из интересного: новый марсоход проведет эксперимент по получению кислорода из марсианской атмосферы, преимущественно состоящей из углекислого газа. Кроме этого, «Марс 2020» будет отбирать, упаковывать и оставлять на пути своего следования образцы пород. НАСА планирует собрать их и отправить на Землю при помощи другого аппарата, который будет запущен во второй половине 2020-х годов.

11 мая НАСА объявило, что в 2020 году вместе с марсоходом на Марс будет доставлен небольшой вертолет.

Разработка «Марсианского вертолета» началась в Лаборатории реактивного движения НАСА в 2013 году, и она не была связана напрямую ни с одной миссией. Результатом программы стал небольшой аппарат массой 1,8 кг кубической формы с длиной стороны около 10 см, оборудованный двойным соосным винтом. Для того, чтобы поднять аппарат в воздух на Марсе, винт должен будет вращаться со скоростью 3000 оборотов в минуту. На Земле угловая скорость была бы на порядок меньше.

Марсианский вертолет будет оборудован солнечными батареями и системой обеспечения температурного режима. Поскольку вертолет разрабатывался отдельно, он не будет напрямую связан с марсоходом. После посадки на Марс вертолет будет перенесен на поверхность рукой-манипулятором, и его собственная программа испытаний начнется только после того, как марсоход отойдет на безопасное расстояние. Испытания вертолета продлятся 30 дней. На первом этапе он будет подниматься на высоту несколько метров и зависать на 30 секунд. Затем – на высоту в несколько сотен метров с длительностью полета 90 секунд.

На вертолете не будет научных приборов, но ему потребуется самостоятельно ориентироваться в пространстве, поскольку прямое управление оператором с Земли невозможно из-за времени прохождения сигнала до Марса. Таким образом, вероятно, на вертолете следует ожидать появления камеры и радара. «Возможность видеть, что находится за ближайшим холмом, будет иметь ключевое значение для будущих миссий». – заявил помощник директора НАСА в дирекции по науке Томас Зубрихен. – «У нас уже есть великолепные панорамы Марса с поверхности и с орбиты. Если к ним добавятся панорамы с высоты птичьего полета, мы можем лишь представить, каких успехов смогут достичь будущие миссии».

2. ULA выбрала двигатель компании Aerojet Rocketdyne для второй ступени ракеты Vulcan.

11 мая американская компания ULA официально объявила, что вторая ступень новой ракеты «Вулкан» получит двигатель RL10C-X компании Aerojet Rocketdyne. ULA не уточнила, какие еще двигатели участвовали в конкурсе, но предполагается, что конкуренцию RL10 мог составить BE-3U компании Blue Origin. Эти же две компании соперничают за возможность поставлять двигатели для первой ступени ракеты, предлагая, соответственно, кислородно-керосиновый AR-1 и кислородно-метановый BE-4.

Модификация RL10C-X отличается от базовой версии двигателя RL10 широким применением аддитивных технологий в производстве. Благодаря им время производства одного двигателя снижается на 50%, требуется меньше рабочей силы и, в результате, стоимость двигателя заметно понижается.

3. Запуск «Луны-Глоб» может быть перенесен на 2021 год.

Совет РАН по космосу 11 мая рекомендовал перенести запуск российской лунной исследовательской станции на два года. Роскосмос не согласился с этой идеей, и она была исключена из финальной версии заключения, но нежелание Роскосмоса признавать наличие проблемы эту проблему не решает.

Согласно заявлению Совета по космосу, необходимость нового переноса старта связана с неготовностью бортовой информационно-управляющей системы БИУС-Л, отвечающей за ориентацию аппарата при посадке. Получить для нее американские электронные компоненты не удалось, а прибор, выполненный на российских комплектующих, имеет массу 10 кг вместо 1,5 кг. Разработать его до 2019 года не представляется возможным. Дополнительные ограничения накладывают баллистические условия: из-за них и жестких ограничений по массе топлива старт к Луне в 2020 году будет невозможен.

Ученые оптимистично обещают, что больше переносов не будет. Однако можно предположить, что ИКИ РАН должен сталкиваться с похожими проблемами при разработке научных приборов для «Луны-Глоб». Для них также предполагалось использовать импортные электронные компоненты. Заменить электронику на российскую не получится из-за отсутствия резерва массы. Следовательно, разработчикам придется либо отказаться то части научных приборов, либо полностью перепроектировать космический аппарат для увеличения объема топливных баков.

Кроме того, на заседании Совета по космосу академик Лев Зеленый объяснил отказ Швеции от размещения детектора ионов LINA-XSAN на «Луне-Глоб» – об исключении этого прибора стало известно еще в прошлом году. Из-за продолжающихся переносов запуска космического аппарата шведский Институт космической физики решил перенести LINA-XSAN на китайский исследовательский аппарат «Чанъэ-4». Его запуск запланирован на конец 2018 года.

Первый пуск Falcon 9 в модификации Block 5, который должен был состояться сегодня ночью, перенесен на сутки. Но незадолго до несостоявшегося пуска основатель компании SpaceX Илон Маск успел ответить на вопросы журналистов о планах его компании. Ниже кратко приведены его основные заявления о ракете Falcon 9 и о планах копании в целом.

1. Block 5 – шестая и последняя крупная модернизация Falcon 9. В будущем возможны небольшие изменения для оптимизации производства и упрощения многоразового использования. Ресурс первой ступени составляет не менее 10 полетов без обслуживания и до 100 полетов с обслуживанием.

2. В следующем году SpaceX планирует продемонстрировать возможность повторного пуска первой ступени Falcon 9 в течение 24 часов. Никаких проверок между полетами проводиться не будет. Первая ступень вернется на Землю, после фиксирования втянет посадочные опоры, и затем будет доставлена на стартовую площадку, где на нее водрузят новую вторую ступень.

В этом году планируется выполнить 3-4 полета одной и той же первой ступени Falcon 9, к концу следующего года – 10 полетов.

3. Планируется выполнить до 300 полетов Falcon 9 Block 5 до выведения ее из эксплуатации. Для этого будет произведено от 30 до 50 ракет, в зависимости от того, какое количество клиентов потребует использовать новую ракету-носитель.

4. Block 5 удовлетворяет требованиям НАСА для пилотируемой сертификации и требованиям ВВС США. Объем требований НАСА Илон Маск оценил как «тысячи, и тысячи, и тысячи». По его словам, для пилотируемой сертификации ракету пришлось перепроектировать «на 40%». Помимо этого, в новой версии увеличена на 8% тяга двигателей Merlin-1D. Теперь она составляет примерно 840 кН (85 тс). Впрочем, по мнению Маска, двигатели можно было бы форсировать и сильнее.

5. Маск считает возможным доведение себестоимости одного пуска Falcon 9 до $5-6 млн. Стоимость топлива составляет $300-400 тысяч. Помимо повторного использования первой ступени, в дальнейшем SpaceX будет применять многоразовый головной обтекатель.

Работа над спасением второй ступени продолжается, но существуют сложности в поиске компромисса между размером необходимого теплозащитного покрытия и снижением полезной нагрузки. Инженеры будут собирать необходимые для этой работы данные в ходе следующих нескольких пусков Falcon 9.

Первая ступень сейчас образует 60% себестоимости полета, вторая ступень – 20%, обтекатель – 10%. Разумеется, при многоразовом использовании различных элементов, соотношение их себестоимости будет меняться.

6. Сейчас запуски на уже летавшей ракете продаются приблизительно по $50 млн, на полностью новой – по $60 млн.

7. Частный космодром SpaceX в Техасе будет использоваться для запусков сверхтяжелой ракетно-космической системы BFR. Ранее предполагалось, что для ее пусков будет использоваться переоборудованная стартовая площадка на мысе Канаверал. Неизвестно, остается ли в планах SpaceX постройка в Техасе стартовой площадки для Falcon 9 и Falcon Heavy.

Ссылка: youtube.com

Новый директор НАСА Джеймс Брайденстайн, получивший этот пост в результате голосования в Сенате США 19 апреля, выступил с программными заявлениями 8 и 9 мая. В этих двух выступлениях он изложил приоритеты развития НАСА в 2020-х годах – во всяком случае, такие, какими они будут до избрания нового президента и назначения новой администрации космического агентства.

В декабре 2017 года президент США подписал документ о национальной космической политике, в котором говорится о возвращении американских астронавтов на Луну. Брайденстайн подчеркнул, что это не отменяет марсианских планов: в долгосрочной перспективе НАСА все еще планирует осуществить экспедицию на Марс.

Серия программ пилотируемых полетов за пределы низкой околоземной орбиты получила общее название Exploration Campaign – Исследовательская кампания. В нее входят постройка окололунной орбитальной станции Lunar orbital Platform – Gateway и серия посадочных миссий на Луну, которая в конечном итоге завершатся пилотируемым полетом на поверхность спутника Земли в конце 2020-х. Постройка посещаемой или постоянно обитаемой базы в планы НАСА не входит.

Одним из элементов «Кампании» станет программа CLPS (Commercial Lunar Payload Services, Коммерческая доставка грузов на Луну). НАСА намерено начиная с 2019 года заключать контракты на доставку научных экспериментальных установок и других грузов на Луну с частными компаниями.

Марсианская программа НАСА пока ограничится чисто роботизированными миссиями: в этом году к планете отправился автоматический аппарат InSight, а в 2020 будет запущен новый тяжелый марсоход по программе Mars 2020. Брайденстайн считает, что, прежде чем браться за пилотируемую марсианскую программу, НАСА должно обеспечить успешное функционирование коммерческой экосистемы на околоземной орбите, которая пока находится в ведении НАСА. В обобщенном смысле, Брайденстайн возлагает на НАСА обязанность осваивать новое пространство, но уже освоенные территории должны занимать частные компании – и только после этого государственное агентство может двигаться дальше. В «освоении дальнего космоса» НАСА будет полагаться в первую очередь не на коммерческие компании, а на свою технику. Сейчас это сверхтяжелая ракета SLS и пилотируемый корабль Orion.

Между тем, 8 мая президентская администрация США представила законопроект о бюджете на 2019 год. Согласно этому документу, на нужды НАСА в следующем году предлагается выделить 21,5 млрд долларов, что на $0,8 млрд больше расходов 2018 года. Если в процессе прохождения через парламент бюджет не будет значительно сокращен, он продолжит уже шестилетнюю тенденцию роста государственных расходов на космос.