Когда заряженные частицы солнечного ветра летят сквозь межпланетное пространство, они взаимодействуют с находящимися в нем объектами. Частицы могут сталкиваться и поглощаться, а также менять траекторию. Например, магнитное поле Земли при взаимодействии с солнечным ветром образует кокон: с солнечной стороны его поверхность приближается к планете, а позади образуется вытянутый хвост. Поверхность, на которой заряженные частицы солнечного ветра сталкиваются с магнитным полем планеты и начинают замедляться, называется ударной волной.

Марс не обладает глобальным магнитным полем, однако ударная волна перед ним все же существует. Она образуется в ионосфере – верхнем слое атмосферы, содержащем заряженные частицы. Кроме того, из-за того, что Марс обладает относительно слабой радиацией, большое количество атомарного и молекулярного газа скапливается в экзосфере, где этот материал напрямую взаимодействует с солнечным ветром.

Космический аппарат Mars Express изучал состояние атмосферы планеты и ее взаимодействие с солнечным ветром, включая положение ударной волны (орбита спутника ее пересекает), на протяжении пяти марсианских лет. Собранные данные позволили европейским ученым подробно проанализировать, под действием каких факторов меняется расстояние от ударной волны до планеты.

Очевидно, что ударная волна отдаляется от планеты в периоды ослабления солнечного ветра. С другой стороны, эти периоды совпадают с увеличением количества солнечного излучения на экстремально ультрафиолетовых длинах волн. Под его действием атомы и молекулы в верхних слоях атмосферы активнее превращаются в ионы и электроны, которые создают дополнительную преграду солнечному ветру, еще сильнее отодвигая ударную волну от планеты.

Другим фактором, влияющим на взаимодействие атмосферы Марса с солнечным ветром, является орбитальное положение планеты. Марс находится на более вытянутой эллиптической орбите, чем Земля, и расстояние от него до Солнца колеблется между 206 и 249 млн км, т.е. приблизительно на 20%.

По данным Mars Express было установлено, что в среднем ударная волна приближается к Марсу в афелии (т.е. в дальней точке от Солнца) и находится дальше от планеты в перигелии (в период сближения с Солнцем). Среднее расстояние от поверхности Марса на терминаторе до ударной волны в этих точках составляет соответственно 8102 км и 8984 км. Таким образом, колебания ударной волны в зависимости от орбитального положения Марса составляют приблизительно 11%.

Команда ученых проверила ранее выдвинутую гипотезу о том, что в южном полушарии Марса ударная волна находится дальше от планеты. Оказалось, что широтная асимметрия присутствует, но является крайне незначительной и не превышает 2,4%. Сравнимые колебания поверхности ударной волны наблюдаются и вне привязки к полушариям.

На формирование ударной волны влияют помимо перечисленных выше факторов плотность солнечного ветра, сила межпланетного магнитного поля и солнечная иррадиация. Все они убывают с увеличением расстояния до Солнца.

Все факторы оказывают различное влияние на ударную волну, и разделить их достаточно сложно. Поэтому астрономы пытались выделить один доминирующий параметр. Сюрпризом стало то, что что ударная волна более чувствительна к экстремально ультрафиолетовому излучению Солнца, чем к колебаниям плотности солнечного ветра. Этот механизм был описан выше.

Кроме этого, ученые обнаружили корреляцию между расстоянием до ударной волны и количеством пыли в марсианской атмосфере. Сезон пылевых бурь совпадает с перигелием Марса, когда планета получает больше солнечного тепла, и ее температура возрастает. Поднимающаяся во время бурь пыль попадает в атмосферу и ионосферу планеты, косвенно воздействуя на их способность противостоять солнечному ветру, однако прямого влияния бурь на положение ударной волны астрономы не нашли. Сбор данных об этом явлении будет одним из направлений будущих исследований.

Кроме того, астрономы хотят проанализировать аналогичный массив данных о Венере, собранный межпланетной станцией Venus Express. В дальнейшем они смогут сравнить эти данные с Марсом. Такое сравнение позволит точнее разделить различные факторы, влияющие на формирование и динамику ударной волны.

Астрономы из Чили и Германии нашли свидетельства существования неизвестного процесса, отвечающего за сброс материала в оболочки красными гигантами.

Антарес, самая яркая звезда в созвездии Скорпиона, относится к группе красных сверхгигантов. Красные сверхгиганты – самые большие по размеру звёзды. Они обладают очень низкой эффективной температурой (3000-5000 K) и радиусом в 200-1500 раз более радиуса Солнца. Для сравнения, если бы Антарес находился в Солнечной системе, его внешний радиус достигал бы орбиты Марса. Такие звезды образуются на поздних этапах эволюции при избытке массы. В противном случае образуются простые красные гиганты.

Внутреннее строение красных гигантов и сверхгигантов является однотипным. Они имеют гелиевое или, реже, углеродно-кислородное ядро и разреженную холодную оболочку вокруг него. Считается, что перенос вещества с поверхности звезды идет за счет процессов конвекции.

Команда ученых использовала данные, собранные оптической обсерваторией VLT (Very Large Telescope) Европейской Южной обсерватории в Чили. Благодаря инструменту AMBER (Astronomical Multi-BEam combineR) телескопы VLT могут работать в качестве единого интерферометра. Диаметр получившегося при наблюдениях Антареса «зеркала» можно принять за 82 м.

По полученным данным астрономы провели спектральный анализ верхних слоев атмосферы звезды и построили «допплерограмму», показывающую, в каком направлении движутся разные участки атмосферы. В результате ее изучения выяснилось, что плотность движущегося вещества выше, чем было предсказано теоретической моделью и, следовательно, помимо конвективного переноса материала должен существовать какой-то дополнительный физический механизм. Для того, чтобы выдвинуть предположения о природе этого процесса, у ученых пока не достаточно данных.

Индийский луноход «Чандраян-2» будет запущен в марте 2018 года. Об этом сообщил журналистам директор космодрома им. Сатиша Дхавана на острове Шрихарикота П. Кунхи Кришнан.

Первая индийская автоматическая межпланетная станция «Чандраян-1» (Chandrayaan 1) была запущена в 2008 году. Она представляла собой простой спутник Луны. Аппарат проработал на ее орбите 312 суток вместо двух лет, однако успел выполнить около 95% запланированных исследований. Ниже приведен снимок Земли, сделанный с лунной орбиты аппаратом «Чандраян-1».

В 2007 году, т.е. еще до запуска орбитального зонда, Индийское космическое агентство (ISRO) анонсировало вторую миссию – на этот раз посадочную. Согласно первоначальному плану, «Чандраян-2» был совместным проектом ISRO и Роскосмоса. Предполагалось, что Россия разработает и запустит посадочную станцию «Луна-Ресурс», на борту которой на поверхность Луны будет доставлен индийский луноход. Однако сроки создания аппарата «Луна-Ресурс» постоянно сдвигались, а после потери межпланетной станции «Фобос-Грунт» в 2011 году вся российская программа исследования Луны была пересмотрена. Ни одна лунная станция с тех пор так и не была запущена. В 2013 году Индия приняла решение отказаться от сотрудничества с Роскосмосом в этом проекте и разработать собственную посадочную платформу.

Сейчас миссия «Чандраян-2» включает в себя посадочную платформу, небольшой луноход и орбитальный космический аппарат, который обеспечит связь аппаратов на поверхности Луны с Землей. Их общая масса при запуске составит около 3,25 т. Для запуска будет использована ракета-носитель GSLV Mk II.

Ожидаемая продолжительность работы спутника Луны – 1 год. Он будет находиться на круговой орбите Луны высотой 100 км. Масса аппарата – 1,4 т. Помимо ретранслятора он будет оборудован камерой высокого разрешение. Одной из ее задач будет проведение предварительной съемки района посадки перед приземлением посадочной платформы. Научная аппаратура спутника включает радар и рентгеновский и инфракрасный спектрометры.

Посадочная платформа и малый луноход будут работать в течение одного лунного дня (14-15 суток). Их масса составляет около 1,23 т и 20 кг соответственно. На платформе будут установлены сейсмометр и термодатчик, а также экспериментальные установки для оценки плотности и изменчивости пылевой плазмы и измерения количества электронов.

В понедельник 14 августа состоялся запуск 12 миссии грузового корабля Dragon по снабжению МКС припасами. На пресс-конференции после запуска представитель НАСА Дэн Хартман и вице-президент SpaceX Ганс Кенигсманн рассказали о ближайших планах сотрудничества между компанией и космическим агентством.

Сейчас SpaceX отказалась от производства грузовых кораблей Dragon. Вскоре – возможно, уже начиная со следующего полета в декабре – для снабжения международной космической станции будут использоваться космические аппараты, восстановленные после возвращения из космоса. На этот шаг SpaceX пошла не столько ради экономии на запусках, сколько ради оптимизации производства. Производственные площади SpaceX были переоборудованы для создания новых корпусов кораблей Dragon 2. Они будут использоваться как для доставки на станцию экипажей, так и в автоматическом режиме для доставки грузов.

Хартман отметил, что НАСА заинтересовано в том, чтобы после сертификации пилотируемого Dragon 2 и до начала регулярных рейсов корабль совершил несколько полетов в грузовой модификации. Предполагалось, что SpaceX начнет использовать новый грузовой корабль в рамках контракта CRS-2, действие которого начинается в 2019 году. В настоящее время сертификация пилотируемого Dragon 2 запланирована на сентябрь 2018 года.

Неожиданностью стало заявление о том, что НАСА изучает возможность использования ракет Falcon 9 с повторно летающими первыми ступенями в миссиях по снабжению МКС. Ранее такая возможность отрицалась представителями НАСА. Теперь же, по словам Хартмана, уже в следующей миссии, т.е. CRS-13 в декабре 2017 года, может быть применен многоразовый Falcon 9. Решение по этому поводу будет принято до конца сентября.

Если НАСА согласится на повторное использование ракет, это может стать существенным импульсом для всей программы создания и эксплуатации многоразовых носителей SpaceX. Впервые первая ступень Falcon 9 была использована повторно в апреле этого года. Второй такой пуск состоялся в июне. На послестартовой конференции Ганс Кенигсманн официально подтвердил, что запуск спутника SES-11 в октябре станет третьим случаем повторного использования ракеты. Еще два «б/У» модуля первой ступени могут быть применены на ракете Falcon Heavy, если ее пуск состоится в этом году. Для сравнения, по контракту с НАСА на снабжение МКС SpaceX в 2017 году должна осуществить четыре запуска.

Ссылка: youtube.com

1. Марсоход Curiosity снял облака в марсианском небе.

Американский марсоход Curiosity сфотографировал на Марсе облака из кристаллов водяного льда, по своей природе похожие на земные перистые облака. В этом году они появились на Марсе раньше, чем обычно, что указывает на более холодный сезон.

Облака этого типа наблюдаются в атмосфере Марса не впервые. Curiosity уже фиксировал их в прошлом, а до него это делала посадочная станция «Феникс» (Phoenix) в 2008 году. На этот раз навигационная камера Navcam марсохода Curiotisy сделала два набора снимков облаков, возникших ранним утром. Один набор был снят камерой, направленной прямо вверх. Curiosity находится вблизи экватора планеты и, следовательно, облака были зафиксированы в низких широтах. Второй набор был получен при помощи камеры, направленной немного выше южного горизонта.

Благодаря вытянутой эллиптической орбите, удаленность Марса от Солнца в течение года меняется сильнее, чем расстояние от Земли до Солнца. Пояс облаков вблизи экватора Марса обычно возникает, когда планета находится на наибольшем расстоянии от звезды. Сейчас до достижения точки максимального удаления остается около двух месяцев.

Считается, что облака, сфотографированные Curiosity, состоят из кристаллов водяного льда, замерзших в холодных областях атмосферы. Впоследствии кристаллы выпадают и сублимируют, образуя на поверхности планеты особую текстуру. Их высота на Марсе не была измерена, однако аналогичные облака на Земле возникают в высоких слоях атмосферы.

2. РКК «Энергия» официально возглавила разработку ракеты «Союз-5».

Согласно распоряжению правительства России, РКК «Энергия» была назначена головным разработчиком эскизного проекта космического ракетного комплекса «Союз-5». Этот комплекс включает новую ракету-носитель среднего класса, адаптированный для нее разгонный блок ДМ-3 и наземные стартовые сооружения. Соисполнителями по проекту стали РКЦ «Прогресс» (производитель ракет «Союз-2») и ЦЭНКИ.

Грузоподъемность «Союза-5» при запусках на низкую орбиту Земли составит около 17 т. Летные испытания ракеты должны начаться в 2022 году на космодроме Байконур. Вероятно, полезной нагрузкой в первом же пуске станет новый пилотируемый корабль «Федерация». В дальнейшем носитель будет адаптирован для плавучего космодрома «Морской старт» (Sea Launch) и новой стартовой площадки на космодроме Восточный. Первый пилотируемый полет «Федерации» на «Союзе-5» намечен на 2024 год.

В пресс-релизе РКК «Энергия» отмечается, что в перспективе «элементы и технологии» новой ракеты могут быть использованы для создания сверхтяжелой ракеты-носителя. Ни о каких конкретных работах в этом направлении, включая даже написание технического задания, пока не сообщалось. Ранее РКК «Энергия» выражала желание создать на основе первых ступеней «Союза-5» трехмодульную ракету повышенной грузоподъемности и пятимодульную сверхтяжелую ракету («Энергия-3» и «Энергия-5»).

Несмотря на то, что идея создания новой ракеты среднего класса в целом выглядит разумно, на ее счет остаются некоторые сомнения. Во-первых, маловероятно, что «Союз-5» ждет коммерческий успех, на который надеются Роскосмос и купившая Sea Launch компания S7. На рынке коммерческих космических запусков компания SpaceX уже активно вытесняет конкурентов. Если идея многоразового использования первых ступеней ракет окажется эффективной (а сейчас это выглядит уже вполне вероятным), другим операторам космических запусков останется лишь подбирать те контракты, которые не заинтересовали SpaceX.

Во-вторых, «Союз-5» не сможет в полной мере заменить «Протон-М». Такая цель перед ним не стоит, но вполне может возникнуть в случае, если летные испытания «Ангары-А5» будут проходить плохо. Приблизиться к «Протону» по грузоподъемности «Союз-5» сможет разве что с платформы Sea Launch. Однако из-за того, что платформа базируется в Калифорнии, для запуска российских военных спутников она не подходит.

3. С космодрома Канаверал возобновляются пуски после месячного простоя.

В понедельник 14 августа в 19:31 мск должен состояться пуск ракеты Falcon 9 с грузовым кораблем Dragon. Цель миссии – доставка припасов, а также оборудования и материалов для научных экспериментов на Международную космическую станцию. Масса груза составит около 2,9 т. Научная часть груза включает экспериментальный суперкомпьютер от компании HP и 20 подопытных мышек. Астронавты же помимо обычных продуктов питания получат мороженое.

Предыдущий пуск с космодрома на мысе Канаверал состоялся 5 июля – это также была ракета-носитель компании SpaceX, – после чего космический центр был закрыт для плановых профилактических работ.

Ожидается, что сегодня впервые будет использована ракета-носитель Falcon 9 полностью в новой модификации Block 4. Финальная версия Block 5 начнет полеты в первом квартале следующего года. Модернизация выполняется с двумя целями: адаптировать носитель для пилотируемых полетов и повысить ресурс первой ступени при многоразовом использовании до приблизительно 100 полетов.

Как обычно, сегодня SpaceX планирует вернуть первую ступень Falcon 9 для повторного применения. Использовать автономную плавучую посадочную платформу для этого не придется: ожидается, что ступень совершит посадку на «Посадочную зону №1» (Landing Zone 1) на мысе Канверал.

Запуск научно-исследовательской станции «Чанъэ-5» (Chang’e-5) может не состояться в этом году. Об этом сообщило издание ChinaSpaceFlight.com. В свежих презентациях проекта также фигурирует новая дата запуска.

Цель миссии «Чанъэ-5» – доставка на Землю образца лунного грунта. По схеме исполнения китайская миссия больше похожа на американские пилотируемые экспедиции «Аполлон», чем на советские автоматические станции серии «Луна». После выхода космического аппарата «Чанъэ-5» на орбиту Луны, от него отделится посадочный модуль и самостоятельно приземлится в районе пика Рюмкера в океане Бурь. Там он проведет комплекс наблюдений и отберет пробу грунта массой до 2 кг. Образец будет загружен во взлетный аппарат, который взлетит с Луны и на ее орбите состыкуется с орбитальным модулем. Там капсула с образцом будет перегружена в возвращаемый аппарат. Орбитальный модуль обеспечит возвращение образца к Земле, а возвращаемый аппарат – его доставку на поверхность нашей планеты.

Для запуска «Чанъэ-5» будет использована новая тяжелая ракета-носитель «Чанчжэн-5» («Великий поход-5», CZ-5, Long March 5). Первый пуск этой ракеты состоялся 3 ноября 2016 года. Ракета успешно доставила спутник связи Shijian 17 на геостационарную орбиту Земли. Однако 2 июля 2017 года в ходе второго пуска CZ-5 со спутником Shijian 18 произошла авария. У одного из двух кислородно-водородных двигателей YF-77 центрального блока ракеты на 350-й секунде полета резко снизилось давление в камере сгорания. Тяги оставшегося двигателя не хватило для выведения головной части на орбиту.

Уже после аварии стало очевидно, что старт миссии «Чанъэ-5», ранее назначенный на 30 ноября 2017 года, вряд ли состоится, пока специалисты не убедятся в надежности ракеты. Если запуск будет перенесен на 2019 год, он может состояться уже после запуска «Чанъэ-4» в 2018 году. Таким образом, хронологическая нумерация китайских лунных миссий восстановится. «Чанъэ-4» является дублером посадочного космического аппарата «Чанъэ-3» успешно запущенного в декабре 2013 года. В отличие от своего предшественника, «Чанъэ-4» должен будет совершить посадку на задней стороне Луны. До этого все автоматические станции и пилотируемые экспедиции совершали посадку на видимой стороне Луны. Как и «Чанъэ-3», «Чанъэ-4» доставит на поверхность спутника Земли небольшой луноход.

Осенью 2014 года Китай запустил испытательную миссию «Чанъэ-5-Т1». Ее целью была проверка технических решений, выбранных для космического аппарата для возврата грунта на Землю. Спускаемый аппарат миссии «Чанъэ-5-Т1» облетел Луну и успешно вернулся на Землю, а служебный модуль остался на сильно вытянутой эллиптической орбите, апогей которой находился на расстоянии 540 тысяч км от Земли. За время своей работы он сделал большое количество фотографий Земли и Луны на ее фоне, включая следующую. На снимке зонда LRO ниже показано место приземления посадочного аппарата миссии «Чанъэ-5».

Летные испытания ракет-носителей «Ангара» начались в 2014 году. Второй пуск тяжелой ракеты этого семейства может состояться в 2018 году. Третий – в 2021, уже со стартовой площадки на космодроме Восточный в Амурской области. К третьему пуску ракету планируется модернизировать. Она будет называться «Ангарой-А5М», а основным отличием новой версии станут форсированные на 10% двигатели РД-191М (вместо РД-191). Также она получит резервную пневмогидравлическую систему подачи топлива и обновленную систему управления.

Причины, побудившие Роскосмос модернизировать еще не завершившую летные испытания ракету, неясны. Но, согласно различным слухам, фактическая грузоподъемность «Ангары-А5» оказалась около 22-23 т на низкую околоземную орбиту вместо проектных 24 т. Носитель такой размерности при запусках из Плесецка не сможет использоваться для выведения на орбиту некоторых государственных и военных нагрузок.

В планах Роскосмоса присутствует еще одна новая версия «Ангары» – «Ангара-А5В» с кислородно-водородной верхней ступенью грузоподъемностью до 37 т. На ней также предполагается применить модернизированные универсальные ракетные модули 1-2 ступеней с двигателями РД--191М.

Начиная со второй половины 2000-х годов ракеты «Ангара-А5» разрабатывались в первую очередь в качестве замены устаревшим ракетам тяжелого класса «Протон». Средний носитель «Ангара-А3» не нашел своего применения, а легкий «Ангара-А1.2» сейчас не может конкурировать с конверсионными носителями. При этом со своей ролью «замены «Протона» «Ангара» пока не справилась. В течение годового простоя «Протона» не состоялось ни одного пуска «Ангары». Ее грузоподъемность неудовлетворительна, а к надежности есть вопросы. Стоимость «Ангары» значительно превышает стоимость «Протона».

В 2010-х годах у «Ангары» появилась еще одна цель – пилотируемые запуски. После отмены проекта «Русь-М», разработкой которого занимался самарский ЦСКБ (теперь РКЦ) «Прогресс», «Ангара-А5» стала единственным возможным средством выведения пилотируемого корабля нового поколения «Федерация». А после отказа от ракеты-носителя сверхтяжелого класса была предложена схема полета на Луну на утяжеленной водородной «Ангаре-А5В».

То, что «Ангара» плохо подходит для пилотируемой программы, было понято с самого начала. Для запуска низкоорбитального корабля ракета «Ангара-А5М» является переразмеренной (грузоподъемность около 25 т при массе ПТК НП около 15 т), а для лунной программы «Ангара-А5В» слишком слаба: требуется четыре пуска с нескольких стартовых площадок для организации одной экспедиции.

В 2017 году в России была анонсирована новая модульная линейка ракет-носителей: «Союз-5» среднего класса (17 т на низкую орбиту), трехмодульная ракета «Энергия-3» (около 40 т) тяжелого класса и пятимодульная сверхтяжелая «Энергия-5» (около 90 т). Хотя «Союз-5» несколько уступает «Протону» по грузоподъемности, при запусках на геопереходную и геостационарные орбиты он, особенно при пусках с «Морского старта», сможет взять на себя большую часть «протоновских» полезных нагрузок, а также пилотируемые запуски, которые планировались на «Ангаре». Предполагается, что его летные испытания начнутся в начале 2020-х годов.

Трехблочная «Энергия-3» даже со слабой верхней ступенью от «Союза-5» перекроет по грузоподъемности и «Ангару-А5М», и «Ангару-А5В». При этом вполне возможно, что она не будет дороже обычной «Ангары» ракеты, и уж точно будет значительно дешевле водородной. По поводу сравнения их стоимости можно спорить, но нужно помнить, что 1-2 ступени «Ангары-А5» состоит из пяти модулей с пятью дорогостоящими двигателями РД-191, а для «Энергии-3» потребуются три более модуля с тремя, пусть и более крупными двигателями РД-171. С учетом разницы в размерах, можно ожидать, что цена «Ангары-А5М» и «Энрергии-3» будет сопоставимой. Начало полетов «Энергии-3» запланировано на вторую половину 2020-х с космодрома Восточный. Что касается одномодульного «Союза-5», то его цена для заказчиков планируется на уровне 55 млн долларов, что почти в два раза ниже цены «Ангары».

С учетом того что «Союз-5» сможет взять на себя большую часть нагрузок «Протона» в начале 2020-х, задач у ракет семейства «Ангара» фактически не остается. Кажется, что у Роскосмоса нет никаких причин вкладывать деньги в модернизацию «Ангары-А5» и постройку для нее стартового комплекса на Восточном. Проще закрыть программу и прекратить дальнейшие расходы на неудачный проект. Однако существует как минимум три причины этого не делать, хотя две из них и мало связаны со стратегическим планированием.

Во-первых, сейчас программа эксплуатации ракет-носителей «Протон-М» рассчитана до 2025 года, а «Союз-5» не сможет выводить все его полезные нагрузки. Кроме того, Минобороны, вероятно, не захочет запускать свои спутники с «Морского старта» силами частной компании S7, тем более что плавучий космодром базируется в Калифорнии. Следовательно, при отказе от «Ангары» потребуется продлить эксплуатацию «Протонов» до появления «Энергии-3». В этом нет ничего невозможного, хотя переговоры с Казахстаном могут оказаться непростыми.

Во-вторых, в разработку «Ангары» в прошлом были вложены большие средства, а в последние годы, уже при новом руководстве Роскосмоса, немало денег потрачено на создание серийного производства универсальных ракетных модулей «Ангары» в ПО «Полет» в Омске. Производство, правда, пока не аттестовано, но может быть введено в строй в следующем году, если пробный образец собранной в Омске «Ангары» пройдет испытания. Отказ от «Ангары» означал бы необходимость признать ошибку, которая стоила государству больших вложений сил и средств.

В-третьих, необходимо учитывать социальный аспект в ракето-космической отрасли, которая в России целиком в ручном режиме управляется государством. Разработкой линейки ракет «Союз-5» и «Энергия» будет заниматься РКК «Энергия», а производством – самарский РКЦ «Прогресс». В случае закрытия программы «Ангара» Центр им. Хруничева окажется загружен только разработкой разгонных блоков и водородных верхних ступеней будущих ракет. Этого явно не достаточно для поддержания на плаву такого крупного предприятия.