Карликовая планета Церера находится в сотнях миллионов километров от орбиты Юпитера и еще дальше от Сатурна, но гравитационные силы этих газовых гигантов оказывают значительное воздействие на ее ориентацию. Новое исследование, основанное на научных данных исследовательской станции Dawn («Рассвет»), анализирует изменения наклона оси вращения Цереры относительно плоскости эклиптики и влияние этих изменений на возможность присутствия на поверхности планеты водяного льда.

Сейчас Церера является одним из трех мест в Солнечной системе, где было подтверждено существование так называемых «холодных ловушек» – кратеров в приполярных областях, в которые не проникают солнечные лучи на протяжении всего года. В таких защищенных элементах рельефа водяной лед может существовать прямо на поверхности планет, поскольку он не сублимируется под действием солнечного тепла и не улетает в космос.

«Мы нашли корреляцию между кратерами, которые максимально затенены от прямого солнечного света, и отложениями светлых пород, вероятно, являющихся водяным льдом». – поясняет Антон Ермаков, ведущий автор исследования, докторант, изучающий данные Dawn в Лаборатории реактивного движения НАСА. – «Регионы, в которые в течение миллионов лет ни разу не попадал солнечный свет, с большой вероятностью имеют такие отложения».

За последние 3 миллиона лет Церера пережила циклы, в ходе которых наклон оси вращения карликовой планеты менялся на десятки градусов. Этот подсчет основан на измерениях ее формы и гравитационного поля, сделанных зондом Dawn. В наше время ось планеты наклонена на 4 градуса. Максимального наклона в 19 градусов она достигла 14 тысяч лет назад. Для сравнения, ось Земли все это время была наклонена на 23,5 градуса. Благодаря этому наклону на нашей планете происходит смена времен года.

Пока наклон оси вращения Цереры остается маленьким, прямых солнечных лучей лишены относительно большие регионы планеты. Сейчас они занимают площадь около 2 тысяч кв. км. Однако если наклон увеличится, большая часть кратеров в северной и южной полярных областях в зависимости от орбитального положения Цереры начнет подвергаться воздействию Солнца. По подсчетам ученых, постоянно затененная площадь в прошлом должна была уменьшаться до 1-10 кв. км.

Поскольку светлых (предположительно, ледяных) пятен на поверхности Цереры достаточно много, у ученых вновь возникает вопрос о происхождении этого льда, который, очевидно, не мог накапливаться в течение многих десятков миллионов лет. Обычно считается, что лед на поверхности тел Солнечной системы появился благодаря столкновениям с кометами. На Церере источником льда может также быть мантия карликовой планеты, предположительно, состоящая из этого материала. Кроме того, ученые предполагают, что значимая часть испаряющихся с планеты частиц льда не улетает на совсем в космос, а раз за разом оседает обратно на планету, рано или поздно попадая в «холодные ловушки».

18 марта Пол Вустер, занимающийся в компании SpaceX навигацией и системами управления, рассказал о ходе работы над экспериментальной миссией по отправке космического аппарата на Марс, известной как Red Dragon. Предполагается, что в 2020 году специальный аппарат, созданный на базе пилотируемого корабля Dragon, будет при помощи ракеты-носителя Falcon Heavy запущен к Марсу. Одной из основных целей миссии является отработка полностью реактивной системы посадки на Марс.

Сейчас SpaceX в сотрудничестве с Лабораторией реактивного движения НАСА составляет список перспективных районов для посадки аппарата. При подборе мест учитываются два критерия. Первый – наличие вблизи поверхности значительных запасов водяного льда, который в будущем потенциально смогут использовать колонисты. Вторым условием является относительная близость площадки к экватору. Расположенная в низких широтах площадка обеспечит более мягкий температурный режим и достаточное количество энергии для солнечных батарей.

Учитывая, что большая часть запасов льда на Марсе сосредоточена в районах полюсов, перспективных площадок для посадки Red Dragon остается не так уж много. В список попало четыре района в северном полушарии в пределах 40 градусов северной широты. Три из них – Deuteronilus Mensae (столовая гора Дейтронная), Phlegra Montes (горы Флегра) и Utopia Planitia (равнина Утопия) – выглядят привлекательно на снимках камеры среднего разрешения зонда MRO, находящегося на орбите Марса, но на фотографиях высокого разрешения их поверхность кажется слишком неровной.

Четвертый регион, Arcadia Planitia (равнина Аркадия), кажется самым многообещающим. На его снимках высокого разрешения практически отсутствуют камни, которые могут помешать посадке, и в целом полигональная поверхность напоминает регион приземления зонда «Феникс», который совершил посадку в районе северного полюса Марса в 2008 году.

Red Dragon должен будет доставить на Марс около тонны полезной нагрузки. SpaceX предоставит возможность выгрузить приборы из спускаемого аппарата на поверхность планеты, если это будет необходимо. Пока что набор научных инструментов для миссии не определен.

16 марта президентская администрация США представила черновик бюджетного запроса для НАСА на 2018 год. Судя по этому документу, стратегию американского космического агентства при новой администрации ждут серьезные, но не радикальные изменения.

В США именно президент назначает руководство космического агентства и в дальнейшем представляет позицию НАСА. Ежегодно президентская администрация подает составленный НАСА бюджетный запрос на следующий фискальный год, в котором расписаны статьи расходов и желаемое финансирование. Затем парламент вносит в этот документ изменения. Конгрессмены и сенаторы могут как менять финансирование по предложенным статьям, там и добавлять новые. В частности, в последние годы посадочный исследовательский аппарат в миссии Europa Clipper и работы по созданию жилого модуля для дальнего космоса появились в бюджете по инициативе конгрессменов.

Новый бюджетный запрос требует для НАСА $19,1 млрд в 2018 году, что немного меньше бюджета агентства в текущем году ($19,285 млрд). Многие эксперты отметили, что НАСА от урезания государственных расходов пострадало меньше других агентств.

Расходы на сверхтяжелую ракету SLS и корабль для дальнего космоса «Орион» от уменьшения бюджета вовсе не пострадали и даже немного увеличились. На них предлагается выделить $3,7 млрд. Увеличился и консолидированный бюджет, направленный на исследование Солнечной системы. Он вырос с текущих $1,63 до $1,9 млрд.

Программа исследования Земли, наоборот, подверглась сокращению. Администрация НАСА предлагает отказаться сразу от четырех миссий: PACE, OCO-3, DSCOVR и CLARREO Pathfinder. Это является результатом старого спора между чиновниками: НАСА утверждало, что исследование Земли при помощи космических средств является его прерогативой, в то время как многие критики требовали отдать эти исследования другим научным организациям, а НАСА сосредоточиться на изучении космического пространства.

Также в бюджете не выделены средства на образовательную программу НАСА.

В запросе не упомянуты коммерческая программа (снабжение МКС и разработка пилотируемых кораблей) и расходы на разработку технологий. Косвенно это может свидетельствовать о том, что черновик будет серьезно дорабатываться и меняться.

Неожиданно для всех, НАСА решило отказаться от посадочного аппарата, ранее включенного в миссию по исследованию спутника Юпитера Европы Europa Clipper. Пока говорить о полном отказе от нее рано: как и раньше, Конгресс может добавить эту статью в бюджет, либо ее финансирование вернет сам Белый дом. Отказ от амбициозного исследовательского проекта во внешней Солнечной системе в целом не совпадает с заявленной линией на поддержку планетарных исследований.

А вот миссия ARM (Asteroid Redirect Mission) по доставке астероида на лунную при помощи автоматического аппарата, скорее всего, отменена с концами. ARM – это часть предложенного Бараком Обамой пилотируемого полета на астероид в середине следующего десятилетия по программе «Гибкий путь». За несколько лет эта сложная и амбициозная миссия мутировала в бессмысленную отправку космонавтов на лунную орбиту, куда автоматический аппарат предварительно доставит булыжник с астероида.

В прошлом парламентарии и эксперты неоднократно критиковали миссию в таком виде, но разработка ARM продолжалась из-за упрямства космического агентства и Белого дома. Теперь ситуация изменилась. В своем заявлении от 16 марта исполняющий обязанности директора НАСА Роберт Лайтфут подтвердил намерение закрыть ARM. По его словам, несмотря на отказ от программы, НАСА продолжит развитие создававшихся для нее перспективных технологий – мощных электрореактивных двигателей и солнечных батарей.

Многофункциональный лабораторный модуль «Наука», предназначенный для российского сегмента Международной космической станции, имеет тяжелую историю. Его корпус (ФГБ-2) был создан во второй половине 1990-х годов в Центре им. Хруничева в качестве дублера базового модуля «Заря» (ФГБ-1).

В начале 2000-х план развертывания российского сегмента МКС был пересмотрен. Роскосмос решил отказаться от больших и сложных Научно-энергетических платформ. Тогда же было принято решение о запуске МЛМ в 2007 или 2008 году. Предполагалось, что к уже имеющимся модулям российского сегмента «Заря» и «Звезда» будут отправлены МЛМ, узловой модуль и два Научно-энергетических модуля (не надо путать с платформами). В настоящее время в планах остался один НЭМ.

По множеству причин, включая финансовые, активная работа над созданием модуля так и не началась, и в 2008 году его запуск не состоялся. Вместо этого проект модуля вновь был радикально пересмотрен. Головным разработчиком модуля, получившего название «Наука», стала РКК «Энергия», а ее подрядчиком и исполнителем – Центр им. Хруничева. На этот раз дела пошли лучше. Хоть и не обошлось без переносов, модуль был подготовлен к запуску в 2014 году.

Во время предстартовых проверок МЛМ в РКК «Энергия» специалисты выявили частицы мусора в топливных трубопроводах. Устранение проблемы требовало долгого и дорогостоящего ремонта, для которого модуль отправили обратно в ГКНПЦ. После этого новостей о «Науке» долгое время не было.

К сожалению, Роскосмос не информирует общественность о ситуации с модулем «Наука». Поэтому почти все написанное ниже основано на слухах и в чем-то может не соответствовать действительности.

Как уже был сказано, ремонт МЛМ требовал дополнительного – и довольно крупного – финансирования, в то время как все полученные по контракту с Роскосмосом средства к 2015 году были израсходованы. Модуль долгое время просто лежал в цеху Центра им. Хруничева, пока не возникла идея отделения новых модулей российского сегмента МКС в новую национальную станцию после завершения работы самой МКС. Был заключен новый контракт с Рокосмосом, целью которого стала модернизация МЛМ для использования его в качества базового блока будущей станции. Существует мнение, что таким модулем МЛМ стать не сможет в силу технических ограничений, но это уже вопрос будущего.

В прошлом году российские чиновники в разговорах с коллегами з Европейского космического агентства говорили, что МЛМ может быть включен в состав МКС весной 2018 года, однако затем глава Роскосмоса Игорь Комаров потребовал запустить модуль не позднее декабря уже этого года.

Несмотря на появление финансирования, на пути МЛМ к космосу остается много препятствий. Гарантийные сроки установленного на нем оборудования либо прошли, либо заканчиваются. По состоянию на начало марта из-за бюрократических проволочек и отсутствия необходимых разрешений ремонт модуля не начался. Согласно последним слухам, в декабре 2017 года он не будет запущен, а всего лишь отправится на космодром. После этого события подготовка к запуску займет не менее года.

Узловой модуль «Причал», который должен быть пристыкован к МЛМ, был изготовлен в 2013 году. В 2014 году проведены заводские контрольные испытания. Сейчас «Причал» находится на хранении в РКК «Энергия». Научно-энергетический модуль, последний модуль российского сегмента МКС, пока существует только в виде чертежей и рабочих макетов. Следует отметить, что работа над ним до сих пор шла без существенных заминок.

Сейчас МЛМ превратился в огромную головную боль для Роскосмоса. Модуль нельзя просто списать и забыть навсегда. На нем должна быть установлена рука-манипулятор Европейского космического агентства, которая уже много лет хранится в России. Без МЛМ нельзя завершить постройку российского сегмента МКС. С другой стороны, он требует сложного ремонта, а продлевать сроки эксплуатации многих систем МЛМ придется с закрытыми глазами. Вполне можно понять руководителей предприятий, которые не хотят брать на себя такую ответственность.

К сожалению, с каждой новой отсрочкой надежда увидеть МЛМ в составе МКС уменьшается. Но гораздо печальнее то, что, если российская космическая отрасль не сможет отремонтировать и запустить в космос этот модуль, при затоплении МКС нам нечего будет отстыковать от станции, чтобы продолжить полеты на орбиту. В таких условиях разговоры о полетах куда-то за пределы низкой орбиты Земли не получается воспринимать серьезно. Следовательно, окончание программы МКС в 2024 или 2028 году может одновременно ознаменовать конец (или, в оптимистичном случае, длительную заморозку) пилотируемой космонавтики в России.

Согласно новому исследованию, которое опубликовано в журнале Nature Astronomy, около южного полюса Энцелада температура среды на глубине нескольких метров под поверхностью несколько выше, чем считалось ранее. Это может указывать на то, что подповерхностный океан на Энцеладе в этом регионе находится ближе к поверхности.

Энцелад – шестой по размеру спутник планеты Сатурн. Он известен мощными гейзерами, которые расположены по большей части в районе полюсов и извергают частицы льда с такой силой, что значительная часть вещества попадает в космос. Ученые предполагают, что под поверхностью Энцелада находится глобальный океан из жидкой воды, в котором, теоретически, может существовать жизнь. Почти все, что мы знаем об Энцеладе, стало известно благодаря автоматической исследовательской станции «Кассини» (Cassini), которая работает на орбите Сатурна с 2004 года.

Избыточное тепло наиболее выражено в трех больших разломах. Они очень похожи на «тигровые полосы» – протяженные активно выбрасывающее в космос вещество разломы, разрезающие поверхность Энцелада, за исключением того факта, что не проявляют никакой активности. По всей видимости, спящие разломы лежат над теплым подповерхностным океаном. Отсутствие активности указывает на цикличность региональных геологических процессов Энцелада или, как минимум, существование нескольких периодов активности в его истории.

В 2016 году другая команда ученых, не использующая данные космической станции «Кассини», попыталась оценить толщину ледяного покрова Энцелада. Тогда планетологи пришли к выводу, который согласуется с результатами новой работы: средняя глубина залегания океана на спутнике должна составлять около 18-22 км с уменьшением в районе южного плюса до 5 км.

Ссылка: sci.esa.int

Американское космическое агентство, несмотря на возникшую со сменой администрации США политическую неопределенность, продолжает развивать планы использования сверхтяжелой ракеты SLS и пилотируемого корабля Orion («Орион») в следующем десятилетии. Как и раньше, основной целью НАСА остается экспедиция на Марс, однако на 2020-е годы американцы ставят себе задачу научиться жить продолжительное время в дальнем космосе. В этом им должен помочь небольшой аванпост в окололунном пространстве – автономная посещаемая астронавтами платформа.

8 марта начальник управления пилотируемых операций и исследований НАСА Уильям Герстенмайер заявил, что агентство изучает идею запуска первых элементов такого аванпоста на ранних пусках ракеты SLS в качестве попутной нагрузки. Пока неизвестно, будет эта платформа размещаться на орбите Луны или в точке либрации системы Земля-Луна.

Разрабатываемый по заказу НАСА компанией Lockheed Martin космический корабль «Орион» будет способен совершить автономные полеты к Луне продолжительностью до 3 недель. Задача «окололунного аванпоста» – увеличить время пилотируемых экспедиций ка минимум до двух месяцев. «Орион» планируется использовать только для доставки астронавтов на эту станцию и затем обратно на Землю.

Посещаемая платформа будет состоять из жилых, грузовых и служебных модулей. По словам Герстенмайера, ее строительство может начаться во время второго и третьего полета SLS, известных как EM-2 (Exploration Mission 1) и EM-3, т. е. с первого полета 105-тонной версии этой ракеты SLS Block 1B. Она будет способна доставить к Луне до нескольких тонн груза в качестве дополнительной нагрузки в межступенчатом отсеке, соединяющем корабль «Орион» с верхней ступенью ракеты EUS (Exploration Upper Stage).

Согласно текущему расписанию НАСА, миссия EM-2 должна состояться в 2021-2023 году, и в этом полете на «Орионе» в космос впервые отправятся астронавты. Первый полет SLS/Orion в 2018 году будет беспилотный. Сейчас, однако, космическое агентство занято пересмотром программы. Специалисты изучают возможность запуска астронавтов в космос уже в первом полете, который, вероятно, будет перенесен на 2019 или даже 2020 год. В этом случае EM-2 состоится не раньше 2022 года.

Герстенмайер отмечает, что до начала эксплуатации ракеты-носителя и корабля остается мало времени, а потому уже в ближайшие месяцы будут четко определены цели и полезная нагрузка первых миссий, включая дополнительную нагрузку в виде оборудования для будущего окололунного аванпоста.

С 2016 года несколько частных компаний, отобранных по программе НАСА NextSTEP, ведут разработку небольших жилых модулей, способных работать в дальнем космосе. Orbital ATK предлагает создать модуль на основе грузового корабля Cygnus, Bigelow Aerospace – надувную конструкцию, а Lockheed Martin продемонстрировала макет бытового модуля для «Ориона», который может выводиться в космос одновременно с кораблем. Еще одну концепцию окололунного аванпоста разрабатывает Boeing.

Пока что в планах НАСА отсутствует высадка астронавтов на Луну.

В центре нашей галактики Млечный путь, как и в центрах других известных галактик, находится сверхмассивная черная дыра, вокруг которой вращается всё вещество в галактике. В 2010 году космический гамма-телескоп Ферми обнаружил сверху и снизу по оси черной дыры огромные пузыри газа массой в миллионы масс Солнца. Ученые считают, что они образовались, когда черная дыра поглотила большое скопление газа и пыли несколько миллионов лет назад.

«Мы впервые проследили движение сгустка холодного газа по одному из пузырей. Благодаря этому мы смогли составить карту скоростей газа и подсчитать, как давно образовались пузыри». – поясняет Ронгмон Бордолой из Массачусетского технологического института. – «Мы обнаружили, что примерно от 6 до 9 млн лет назад произошло очень сильное, высокоэнергетическое событие. Это могло быть крупное газопылевое облако, которое было поглощено черной дырой и выстрелило двумя струями вещества, сформировавшими два лепестка горячего газа, видимого в рентгеновском и гамма-диапазоне». С тех пор крупных поглощений вещества черной дырой не происходило.

Предыдущее исследование, также основанное на данных Хаббла, оценивало возраст «пузырей» в 2 млн лет.

В новом исследовании ультрафиолетовый спектрограф Хаббла наблюдал за 47 квазарами, свет от которых проходил через «верхний» пузырь над черной дырой. Скорость, состав и температура газа в пузыре отложили свой отпечаток на спектре проходящего через них света. Основываясь на новых собранных данных, астрономы полагают, что температура газа, через который прошел свет изучаемых квазаров, превышает 10 тысяч градусов Кельвина. Это значительно ниже, чем в целом в джетах, где температура достигает 10 миллионов градусов.

Сгусток относительно холодного газа движется со скоростью 3,2 км в час. В его составе обнаружены кремний и углерод. Края пузырей поднимается над плоскостью галактики на 23 тысячи световых лет.