Главный двигателист компании SpaceX Том Мюллер, разработавший кислородно-керосиновый двигатель Merlin-1D, поделился информацией о том, как продвигается создание нового кислородно-метанового Raptor.

«Разработка двигателя идет в соответствии с графиком, предусматривающим начало «прыжковых» испытаний корабля системы BFR в следующем году.

Я не могу раскрывать детали. Сейчас мы строим испытательный стенд. В работе – создание первой летной версии двигателя. Мы немного прожигали экспериментальную версию двигателя. Она вела себя превосходно».

Кроме того, Мюллер сказал, что в Raptor не используются проектные решения Merlin. Метановый двигатель разрабатывается с чистого листа. Наконец, Raptor по отношению тяги двигателя к его массе должен будет побить рекорд керосиновых двигателей SpaceX. Сейчас по этому показателю Merlin-1D опережает все аналогичные двигатели в мире.

Ссылка: geekwire.com

Американский марсоход Curiosity просверлил на поверхности Марса отверстие глубиной 50 мм. Испытания признаны успешными, а значит, скоро марсоход сможет возобновить операции по бурению, прерванные в декабре 2016 года.

Curiosity работает в кратере Гейла на Марсе с августа 2012 года. За прошедшие годы он изучил район высадки, обогнул гору Шарп по ее северному краю, двигаясь на запад, и ступил на подножье этой горы и начал подниматься вверх.

Важным инструментом марсохода является установленное на руке-манипуляторе сверло, позволяющее сверлить отверстия для добычи образцов грунта глубиной до 5 см. 1 декабря 2016 года научная команда, работающая с марсоходом, собиралась провести седьмое по счету бурение с начала года, однако посланная на борт команда не была выполнена. Механизм подачи сверла, отвечающий за выдвижение бура из блока инструментов на конце руки-манипулятора, заклинило.

В последующие месяцы были предприняты попытки восстановить работу механизма, но они не увенчались успехом. После этого тогда инженеры предложили пересмотреть процедуру бурения, и вместо вращательного механизма самого сверла использовать вращательный механизм головки руки-манипулятора, на которой расположен буровой механизм. Ранее головка упиралась в поверхность стабилизаторами и оставалась неподвижной при бурении.

Для демонстрационного бурения был выбран образец «Дулу» (Duluth) вблизи хребта Веры Рубин. Бурение скважины на максимальную возможную глубину состоялось в воскресенье 20 мая и было признано успешным. Помимо собственно бурения, инженерам придется пересмотреть процедуру получения пробы грунта из скважины и доставки ее в химический анализатор.

В ближайшее время марсоход отправится дальше.

Американская автоматическая межпланетная станция InSight, запущенная 5 мая, выполнила первую коррекцию курса. Сейчас она успешно продолжает свой 7,5-месячный полет к Марсу.

Межпланетный полет начинается с пуска ракеты. Ракета-носитель придает спутнику вторую космическую скорость, которая позволяет ему преодолеть силу гравитационного поля Земли, а также выводит его на траекторию движения в заданном направлении, в данном случае – к Марсу. Траектория не может быть очень точной (это хорошо иллюстрирует пример Tesla Roadster, запущенной при помощи Falcon Heavy в направлении того же Марса), но это и не требуется. Более того, НАСА намеренно запускает свои марсианские исследовательские станции с небольшой погрешностью. Это делается, чтобы гарантировать пролет разгонного блока мимо Марса: в отличие от космического аппарата, элементы ракеты-носителя не проходят процедуру стерилизации, и потому, в теории, могли бы заразить Марс земными микроорганизмами.

Космические аппараты на пути к Марсу, выполняют не менее двух-трех коррекций курса: вскоре после запуска они направляют себя к Марсу, а перед подлетом к планете изменяют траекторию, чтобы войти в атмосферу в заданном районе. При необходимости, во время межпланетного перелета выполняются дополнительные коррекции.

InSight выполнит до шести включений двигательной установки по пути к Марсу. Первая, самая большая коррекция, состоялась 22 мая. Восемь двигателей космического аппарата проработали в течение 40 секунд, изменив его скорость на 3,8 м/с.

На первом этапе полета положение InSight определяется по данным американской системы связи Deep Space Network, антенны которой расположены по всему земному шару. Наблюдая за траекторией полета при помощи DSN, инженеры постепенно будут улучшать существующую расчетную модель полета, чтобы осенью на нее можно было опираться при расчете финального корректирующего импульса. Вход InSight в атмосферу Марса должен состояться 26 ноября 2018 года. Район посадки находится на равнине Элизий вблизи экватора планеты.

Как сообщает РБК, принципиальное решение о назначении уже принято. И ничего хорошего от него ждать не стоит.

UPD. Днем 24 мая «Интерфакс» сообщил об официальном предложении Рогозину возглавить Роскосмос.

Ссылка: rbc.ru

1. В Китае успешно произведен запуск спутника «Цюэцяо» лунной исследовательской миссии «Чанъэ-4». «Цюэцяо» займет свое место в точке Лагранжа L2 за Луной, откуда будет обеспечивать связь с Землей будущей лунной посадочной станции – ее запуск запланирован на конец года. Подробнее о миссии можно прочитать здесь.

2. Консультативный совет НАСА по безопасности снял возражения относительно безопасности схемы заправки Falcon 9 при пилотируемых запусках.

В этом году должны начаться летные испытания новых американских пилотируемых кораблей, Dragon 2 компании SpaceX и Starliner компании Boeing. Для запусков Dragon 2 предполагается использовать ракету Falcon 9, особенностью которой является применение сильно охлажденного кислорода в качестве окислителя. Кислород с низкой температурой быстро испаряется, и из-за этого заправка должна проводиться максимально близко к пуску ракеты.

В прошлом во всех пилотируемых запусках НАСА посадка экипажа в космический корабль проводилась после заправки ракеты-носителя окислителем. SpaceX же планирует проводить заправку Falcon 9 после посадки экипажа. У различных экспертов с 2015 года возникали сомнения относительно безопасности этого подхода. Центр НАСА по проектированию и безопасности провел детальное расследование возможных проблем, связанных с поздней заправкой Falcon 9. Отчет, составленный по результатам работы, смог убедить членов Консультативного совета в безопасности выбранного SpaceX подхода.

Беспилотный запуск корабля Dragon 2 ожидается в III квартале этого года.

3. В Центральном блоке ракеты-носителя SLS найдено загрязнение.

Первый пуск сверхтяжелой ракеты SLS, которая разрабатывается в США с 2011 года, назначен на конец 2019 года. Между тем, высшие чиновники в НАСА признают, что шансы совершить полет в срок остаются очень низкими, и более вероятным периодом старта является лето 2020 года. Сейчас сборка центрального модуля SLS проводится на производственном предприятии НАСА в Мишу (Новый Орлеан).

В этом году в ходе стандартной проверки качества работ в трубопроводах двигательной секции центрального блока SLS было обнаружено загрязнение – парафин, который использовался для опрессовки трубопроводов при их производстве и не был очищен должным образом перед транспортировкой. Boeing – головной подрядчик по проекту SLS – не раскрывает название субподрядчика, отвечавшего за поставку трубопроводов.

В феврале этого года загрязнение было найдено в одной трубе, но дальнейшее расследование показало, что ему подвержено больше трубопроводов. Как отметили представители НАСА на выступлении на Консультативном совете по безопасности, прочистка станет «нетривиальной задачей». План действий по ликвидации загрязнения пока не составлен.

Представители НАСА пока не комментируют вопрос о том, как загрязнение может повлиять на сроки первого полета SLS. В начале весны, когда не было известно о масштабах загрязнения, предполагался сдвиг в графике на четыре месяца.

4. Исследование: коммерческие орбитальные станции не смогут стать прибыльными в середине 2020-х годов.

НАСА планирует завершить участие в программе Международной космической станции в 2024 году. В этот период американское космическое агентство планирует перевести фокус на орбиту Луны, тогда как низкой околоземной орбитой должны заняться частные компании. Они могут как получить в пользование американский сегмент МКС, так и запустить собственные космические станции различного назначения.

Согласно новому исследованию, проведенному Институтом науки и технологий (подразделение Института оборонного анализа), космические станции на орбите Земли, скорее всего, не смогут приносить прибыль в середине 2020-х годов. Всего в исследовании были рассмотрены четыре сценария. Лишь в агрессивном сценарии (высокие доходы, низкие затраты) удалось показать небольшую прибыль космической станции. В сценарии с низкими доходами и затратами был получен небольшой убыток. Варианты с высокими затратами продемонстрировали большие убытки от эксплуатации станции.

Согласно агрессивному сценарию (т.е. единственному успешному), стоимость выведения грузов в космос к 2024 году должна упасть на 50-75%, а некоторые виды коммерческой деятельности в космосе должны продемонстрировать более высокий рост, чем предполагается сейчас.

Исследование выявило три наиболее перспективных вида коммерческой деятельности на низкой орбите Земли: производство «экзотических» оптических волокон, сборка спутников и обеспечение полетов космонавтов различных космических агентств. Годовой доход от этой деятельности может приносить от $7 до $359 млн.

В качестве решений проблемы исследование предлагает либо продлить эксплуатацию МКС до 2028 года, либо субсидировать частные орбитальные проекты.

Трехдневное окно для запуска спутника-передатчика китайской научно-исследовательской миссии «Чанъэ-4» откроется 21 мая. Запуск состоится с космодрома Сичан на юге Китая на ракете-носителе CZ-4C.

Первоначально миссия «Чанъэ-4» была дублером «Чанъэ-3», в рамках которой в 2013 году китайский посадочный аппарат впервые совершил успешную посадку на поверхность Луны и доставил туда небольшой луноход (который, правда, почти сразу сломался). После успеха этой миссии цели «Чанъэ-4» были изменены на более амбициозные. Теперь Китай намерен доставить посадочную платформу на обратную сторону Луны. В прошлом все американские и советские исследовательские станции приземлялись на видимой стороне спутника Земли.

Поскольку дальняя сторона Луны никогда не бывает видна с Земли, прямая связь с ней невозможна. Спутник-передатчик, который Китай планирует запустить на следующей неделе, будет находиться вблизи второй точки Лагранжа, т. е. приблизительно в 65 тысячах км за Луной около линии Земля-Луна. Оттуда он сможет передавать сигнал и на Землю, и на обратную сторону Луны. Для связи с наземными станциями будет использоваться антенна S-диапазона, а связь с посадочной станцией будет поддерживаться в X-диапазоне.

Посадочная станция, как и в 2013 году, будет нести маленький луноход. Она будет запущена спустя полгода после орбитального модуля, в ноябре или декабре 2018 г. Район ее посадки находится в бассейне Южный полюс – Эйткен.

Помимо устройств связи на орбитальном модуле находится научный инструмент – разработанный в Нидерландах низкочастотный экспериментальный радиотелескоп NCLE. Его задача – попробовать зафиксировать радиосигналы с того раннего «темного» этапа развития Вселенной, когда в ней еще не появились первые звезды. Радиоастрономия на частотах ниже 30 МГц эффективна только за пределами ионосферы Земли, и поэтому находящийся за Луной спутник предоставляет отличную возможность для такого эксперимента. Кроме этого, NCLE попробует измерить излучение Солнца и Юпитера и изучить фоновое излучение нашей галактики.

По словам голландских специалистов, прибор NCLE разрабатывался в спешке, т. к. приглашение Китая на участие в миссии было получено только в 2015 году. Ситуацию осложнил также запрет на использование американских комплектующих, подпадающих под правила регулирования ITAR. Из-за этого, инженерам пришлось разрабатывать радиоантенну с нуля.

Измерения на NCLE начнутся только в 2019 году, спустя три месяца (это официально заявленная продолжительность работы посадочной миссии) после посадки десантной платформы на Луну.

Вместе с орбитальным модулем будут запущены два микроспутника «Лунцзян-1» и «Лунцзян-2», разработанные Харбинским технологическим институтом. На них будет проведен эксперимент по радиоинтерферометрическим измерениям со сверхдлинной базой (РСДБ). На одном из спутников будет установлена оптическая микрокамера, разработанная в Саудовской Аравии.

14 мая РБК сообщил, что Дмитрий Рогозин, ранее курировавший космонавтику и военную промышленность в правительстве, в ближайшее время возглавит госкорпорацию «Роскосмос». Это решение, которое сложно объяснить с точки зрения логики, может иметь много неприятных последствий для российской космонавтики.

Дмитрий Рогозин хорошо известен в США – возможно даже лучше, чем нынешний глава Роскосмоса Игорь Комаров, – и эта известность имеет достаточно неприятный оттенок. Бывший вице-премьер ассоциируется с предложением перестать доставлять американских астронавтов на МКС («пусть на батутах летают») и идеей ввести эмбарго на экспорт российских ракетных двигателей в США.

Назначение происходит на фоне обсуждения возможного российского участия в постройке американской окололунной станции. Роскосмос добивался превращения национальной американской станции в международный проект, и руководство НАСА вряд ли захочет идти навстречу такому одиозному партнеру. А даже если захочет, этого не допустит американский парламент.

Дополнительно любое сотрудничество с Европейским космическим агентством и НАСА затруднит тот факт, что Рогозин находится под индивидуальными санкциями. Ему запрещен въезд в США, Канаду, Европейский Союз, Швейцарию, Австралию и на Украину. Из-за этого простая встреча руководителей западных космических агентств с Рогозиным становится очень сложной.

Рогозин намерен объединить Роскосмос в новом военно-космическом холдинге вместе с предприятиями военно-промышленного комплекса. Не говоря уж о том, что это окончательно перекроет пути сотрудничества с западными странами в области космонавтики (ведь предприятия ВПК тоже находятся под санкциями), такая реформа лишит российскую космонавтики стратегии.

Заказчиком военной продукции является Министерство обороны, а исполнителем заказа будут предприятия ВПК, объединенные в новый холдинг. Аналогично, исполнителем заказа в области космонавтики станет этот же холдинг, но кто будет заказчиком? Заказчик из этой цепи исчезает, т.к. органа, отвечающего за выработку государственной политики и госзаказа в области космонавтики, не будет. На холдинг ляжет простая задача по поддержанию предприятий на плаву, для чего более убыточные предприятия будут постепенно закрываться или присоединяться к менее убыточным, и выжить смогут те организации, которые получат заказы от того же Минобороны.

Конечно, в теории, дополнительный небольшой заказ в области космонавтики сможет обеспечить Академия наук. Здесь есть три проблемы. Во-первых, РАН не обладает большим бюджетом. Во-вторых, РАН не может знать, каковы возможности предприятий отрасли и какие миссии она способна выполнить. Именно поэтому во всех странах с развитой космонавтикой существуют космические агентства, которые вместе с учеными определяют, какие научно-исследовательские проекты следует финансировать. Во-третьих, в обязанности РАН не входит развитие технического потенциала космонавтики. Зачастую проекты в космонавтике не имеют прямых научных целей и являются технологическими (примеры – «Марсианский вертолет» НАСА, «Луна-Глоб» в России). Ученые не будут заказывать такие миссии: ими должно заниматься государственное агентство, заинтересованное в развитии космической отрасли и ее возможностей. В России заняться этим будет некому.

К сожалению, вполне возможно, что мы сейчас наблюдаем второй акт конца российской космонавтики. На первом этапе она была реорганизована в госкорпорацию, что позволило поставить под сомнение необходимость государственного финансирования отрасли в целом. Сейчас будет свернута долгосрочная стратегия развития не-прикладной космонавтики и начнется сокращение размеров отрасли с сохранением обещаний будущих масштабных программ. Наконец, в 2020-х годах от этих лозунгов придется отказаться из-за отсутствия новой техники и вывода из производства старой, а отрасль сожмется до небольших масштабов, которые будут соответствовать скромным запросам Минобороны. Запросы эти будут снижаться вслед за сокращением технического потенциала предприятий, занимающихся космическими разработками.