Сегодня в Германии на отправляющийся в Москву самолет был погружен рентгеновский телескоп eROSITA. Ожидается, что до НПО им. Лавочкина аппарат доберется 25 января. Второй инструмент для космической обсерватории «Спектр-РГ», т. е. гамма-телескоп APT-XC, находится там с декабря 2016 года.

По последней информации, запуск космического аппарата «Спектр-РГ» на ракете-носителей «Протон-М» с разгонным блоком «ДМ-03» назначен на весну 2018 года. Еще три месяца после этого космический аппарат будет добираться до точки Лагранжа L2 системы Земля-Солнце.

Разработка телескопа началась почти десять лет назад – в 2007 году. eROSITA состоит из семи одинаковых модулей. В каждом из них находится по 54 позолоченных тщательно проверенных и подогнанных зеркала. Они собирают высокоэнергетические фотоны и направляют на установленные в фокусе рентгеновские спектрографы. Чувствительность аппарата примерно в 25 раз превысит чувствительность его предшественника – телескопа ROSAT, также разработанного Институтом внеземной физики им. Макса Планка в 1990-х годах.

По словам Андреа Мерлони, ученого из проекта eROSITA, благодаря возросшей чувствительности телескоп сможет найти много новых источников рентгеновского излучения. Он не только изучит распределение скоплений галактик – ожидается, что будет зафиксировано более 100 тысяч подобных объектов, – но также соберет информацию о миллионах активных сверхмассивных черных дыр в центрах галактик и о редких объектах Млечного пути наподобие отдельных нейтронных звезд.

Ожидается, что за четыре года активной службы космической обсерватории «Спектр-РГ» eROSITA проведет восемь полных обзоров неба.

Ссылка: mpe.mpg.de

Приведенная ниже анимация составлена из более чем 100 снимков, сделанных автоматической межпланетной станцией «Новые горизонты» (New Horizons) во время пролета около карликовой планеты Плутон летом 2015 года. В начале видеозаписи отчетливо видны Плутон и его крупнейший спутник Харон, вращающиеся вокруг общего центра масс.

При создании анимации были использованы монохромные снимки высокого разрешения, раскрашенные в соответствии с информацией о цвете поверхности Плутона, полученной с цветной камеры низкого разрешения RALPH.

Кроме того, НАСА опубликовало наиболее полную на сегодняшний день цветную карту Плутона. Полноразмерное изображение карты доступно по этой ссылке.

Ссылки: www.nasa.gov, www.nasa.gov

Американская автоматическая научно-исследовательская станция «Кассини» (Cassini) сделала снимок третьего спутника Сатурна Дафниса.

Дафнис имеет всего около 8 км в поперечнике и делает полный оборот вокруг планеты за 14 часов 15 минут. Его орбита пролегает в щели Килера – разрыве между кольцами шириной около 35 км, который образовался именно благодаря прорезающему его Дафнису. Под действием гравитационных сил маленького спутника на краях щели Килера возникают горизонтальные и вертикальные волны.

Судя по всему, подобно некоторым другим малым спутникам Сатурна, Дафнис имеет гребень вдоль экватора, и довольно гладкую поверхность – вероятно, за счет накопления мелкого материала из колец. На снимке заметно и несколько кратеров. В северной части спутника существует второй гребень, проходящий параллельно экваториальному.

Разрешение фотографии позволяет выделить несколько деталей на кольцах Сатурна. Зернистая текстура, различимая в нескольких широких полосах, указывает на происходящие там процессы слипания частиц. Щель Килера имеет довольно четко очерченные края, но пик порожденной прохождением Дафниса волны выглядит размытым. Судя по всему, это вызвано смешением вещества под воздействием гравитации пролетевшего тела.

За спутником тянется тонкая светлая струйка. Она могла образоваться, когда Дафнис перетянул к себе сгусток вещества из кольца, и теперь остатки этого вещества тянутся за ним.

Фотография была сделана в видимом (зеленом) диапазоне 16 января 2017 года во время пролета «Кассини» мимо внешних колец планеты. Расстояние от комического аппарата до спутника составляло 28 тысяч км. Разрешение снимка – 168 м на пиксель.

Ссылка: www.jpl.nasa.gov

Вчера стало известно, что американское космическое агентство планирует приобрести дополнительные места на космических кораблях «Союз» в ближайшие годы. Цели НАСА – воспользоваться появившейся возможностью по интенсификации научной отдачи от МКС, которая открываются в связи с сокращением российского экипажа, и подстраховаться на случай новых задержек в реализации программы создания коммерческих космических кораблей SpaceX Dragon 2 и Boeing Starliner.

Любопытная деталь сделки заключается в том, что поставщиком мест на «Союзах» для НАСА на этот раз является не Роскосмос, а компания Boeing.

Если документы будут подписаны (хотя здесь правильнее писать «когда»), два дополнительных американских астронавта полетят на МКС в сентябре 2017 («Союз МС-06») и в марте 2018 («Союз МС-08») года, и еще три места на российских кораблях достанется НАСА в 2019 году. Это позволит обеспечить функционирование американского сегмента в первые шесть месяцев, если собственные корабли не будут готовы, или поддерживать расширенный экипаж на станции в течение всего года с параллельной эксплуатацией американских кораблей. Сейчас в год станцию посещают шесть человек по американской программе. Полеты российских космонавтов с 2017 года будут сокращены с шести до трех.

Официально уменьшение российского экипажа было анонсировано в сентябре 2016 года. Начиная уже со следующего полета, который недавно был перенесен на 20 апреля, в каждом кораблей будет находиться лишь один российский космонавт, выполняющий функции командира. В качестве бортинженеров будут летать только американские, европейские и японские астронавты.

Временное возвращение к нормальному экипажу планируется на период запуска и стыковки Многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) «Наука». Пока что официально его запуск запланирован на конец 2017 года. В общении с Европейским космическим агентством представители Роскосмоса говорили, что ожидают это событие весной 2018 года. Судя по готовности уступить весеннее место на «Союзе» американцам можно предположить, что теперь его не ждут раньше второй половины следующего года. Работа по ремонту МЛМ, который без дела хранится ГКНПЦ им. Хруничева с 2014 года, началась только в прошлом месяца. Пока что нельзя даже строить предположения о возможности его запуска, учитывая, что гарантийные сроки многих систем МЛМ давно закончились.

Это не известно наверняка, но, вероятнее всего, места на российских кораблях достались компании Boeing в результате безоплатной сделки с РКК «Энергия». Ранее российская корпорация продала плавучий космодром Sea Launch («Морской старт») владельцам авиакомпании S7. Boeing, являющийся миноритарным акционером, оспорил сделку, и американский суд в мае 2016 года обязал РКК «Энергия» выплатить компенсацию в размере $320 млн. Такая сумма объясняется тем, что на балансе Boeing висит более 300 млн долгов, накопившихся у проекта Sea Launch. Параллельно судебному процессу две компании вели переговоры, итогом которых стало пока не подписанное, но в целом согласованное мировое соглашение. Согласно этой договоренности, Boeing отказывается от претензий к «Энергии» в обмен, как теперь выяснилось, на пять полетов к МКС. Полученные места представители компании предложили НАСА, и американское агентство продемонстрировало интерес к их покупке.

По словам вице-президента Boeing Джона Элбона, раньше предполагалось, что НАСА сможет увеличить свой экипаж МКС только в 2019 году вместе с вводом в строй коммерческих космических кораблей, но теперь это возможно сделать на два года раньше. НАСА надеется, что расширение экипажа существенно повысит научную отдачу от эксплуатации станции.

С другой стороны, сделка является индикатором того, что НАСА не уверена в выполнении текущих планов по разработке собственных пилотируемых кораблей Boeing и SpaceX. Пока что сертификация обоих кораблей намечена на вторую половину 2018 года, но их графики уже неоднократно сдвигались. Осенью 2016 года помощник администратора НАСА по пилотируемым полетам Уильям Герстенмайер сказал, что агентство, несмотря на это, не планирует продлевать соглашение с Роскосмосом о закупке мест на «Союзах» на 2019 год. Вероятно, в то время уже обсуждалась что сделка с Boeing.

Покупка мест на российских кораблях совсем не означает того, что американские корабли не начнут летать в первой половине 2019 года. Даже в случае готовности корабля Starliner остающиеся в запасе места на «Союзах» позволят компании выполнить обязательства перед НАСА по доставке астронавтов на МКС без лишних хлопот по организации собственного запуска, либо, опять же, обеспечат присутствие на станции расширенного экипажа.

Российская космонавтика, со своей стороны, практически ничего от сделки не получает. В половине последующих полетов «Союзы», как и планировалось, будут летать недозаполненными. Не совсем понятно, что именно Роскосмос таким способом пытался сэкономить помимо командировочных премий для космонавтов, ведь за дополнительные полеты американцев Роскосмос не получит ничего кроме разрешения Boeing на продажу «Морского старта». Получилось, что за организацию избавления РКК «Энергия» от убыточного морского космодрома заплатил российский бюджет. Руководство компании, конечно, можно с этим поздравить. Но дополнительных доходов сделка не приносит, а отечественных ученых, надеявшихся на проведение экспериментов на МКС, поздравлять совсем не с чем. Хотя, возможно, им стоит попробовать подать свои заявки в НАСА.

Простейшие живые организмы распространены на Земле больше, чем какие бы то ни было еще. Они встречаются во всех средах, включая наименее благоприятные для жизни. Поэтому ученых давно интересует вопрос: а могут ли микробы если не зародиться, то хотя бы существовать в суровых условиях других планет и спутников Солнечной системы.

Американские ученые из Университета планетарной науки в Арканзасе исследовали выживаемость микробов в условиях, симулирующих условия на Марсе. Результаты их работы опубликованы в журнале Origins of Life and Evolution of Biospheres.

Ранее в ходе наземных наблюдений и при исследовании с орбиты Марса в атмосфере этой планеты было обнаружено небольшое количество метана. Его происхождение до сих пор остается неизвестным. На Земле большую часть метана производят живые организмы. Определенная часть газа образуется в результате вулканической деятельности.

Земные микроорганизмы, производящие метан, называются метаногенами. Большое количество таких микробов скапливается в болотах, а также в пищеварительной системе скота, термитов, в трупах и разлагающихся останках животных. Метаногены являются анаэробными, т. е. им не нужен кислород. Для получения энергии они используют водород, а углерод для синтеза органических молекул извлекают из углекислого газа.

Согласно имеющимся у нас данным, и водород, и углекислый газ существуют в приповерхностном слое грунта на Марсе. На расстоянии от 1-2 м от поверхности планеты среда становится защищенной от космической радиации. Остаются два нерешенных вопроса: смогут ли микробы выжить при давлении, которое на Марсе в 100-1000 раз ниже давления у поверхности Земли, и не будет ли препятствием низкая температура (от -100 до +20 градусов Цельсия).

В течение года авторы исследования провели серию экспериментов, в ходе которых наблюдали за жизнью и размножением метаногенов в помещенных в специальные камеры пробирках. Они отобрали четыре вида хорошо изученных за последние 20 лет организмов: Methanothermobacter wolfeii, Methanosarcina barkeri, Methanobacterium formicicum и Methanococcus maripaludis.

В камерах микробы подкармливались водородом и жидкостью при помощи ватных палочек, а также были покрыты грунтом, схожим по составу с марсианским. Давление внутри камер удерживалось на уровне около 0,6% от земного. Ученые столкнулись с проблемами при поддержании бескислородной среды при таком низком давлении, а быстро испаряющаяся вода забивала фильтры, потому продолжительность экспериментов составила всего от 3 до 21 суток.

Тем не менее, в ходе всех исследований все метаногены продемонстрировали отличную выживаемость. Поэтому ученые сделали вывод, что низкое давление не является критическим фактором для существования микробов на Марсе.

На следующем этапе эксперимента ученые планируют таким же способом симулировать температурные условия Марса. Разумеется, подобные исследования не доказывают существование жизни на Марсе или других телах Солнечной системы, но они еще раз напоминают нам, что этот вопрос остается открытым.

Вчера американская компания SpaceX осуществила пуск ракеты Falcon 9 с десятью спутниками Iridium NEXT с космодрома Ванденберг в Калифорнии. Все космические аппараты успешно выведены на орбиту. Это был первый пуск Falcon 9 после взрыва ракеты при заправке 1 сентября 2016 года.

Первая ступень ракеты спустя 8 минут 12 секунд после старта совершила посадку на плавучую платформу Just Read The Instructions, которая находилась в Тихом океане примерно в 300 км на юго-западе от точки старта. Посадка ступени транслировалась в прямом эфире с камеры, установленной на борту самой ступени. На приведенной выше видеозаписи трансляции пуск – 0:19:30, посадка ступени – с 0:24:30 до 0:28:15, 1:12:00 – начало второго включения второй ступени.

Следующий пуск Falcon 9 должен состояться в конце января или начале февраля. Дата запуска геостационарного спутника EchoStar 23 пока не была анонсирована. Согласно документации космодрома на мысе Канаверал, предварительно SpaceX «забронировала» 26 января. Для этого запуска SpaceX впервые будет использовать стартовый комплекс №39А, на котором недавно завершилась модернизация. Испытания и сертификация некоторых систем пока не завершены. Кроме того, наземное оборудование не было отработано, и различные проблемы могут вскрыться прямо во время подготовки к первому пуску. Поэтому его перенос на первые недели февраля является очень вероятным.

Еще один арендуемый компанией стартовый комплекс №40 на этом космодроме пока находится на ремонте после сентябрьской аварии.

На 8 февраля запланирован очередной запуск корабля Dragon c десятой миссией снабжения МКС, также с мыса Канаверал. До конца зимы – также из Флориды – планируется осуществить запуск на геопереходную орбиту спутника связи SES-10. В этом полете на ракете Falcon 9 впервые будет повторно использована первая ступень.

В случае задержек с первым стартом с площадки №39А миссия CRS-10 может передвинуться на конец февраля, а запуск SES-10 – на март.

Американская компания SpaceX планирует застроить дополнительные участки земли на Пусковом комплексе №13 (LC-13) космодрома Канаверал во Флориде. Об этом стало известно благодаря предварительной версии отчета об оценке экологических последствий предстоящего строительства. Новая земля нужна SpaceX для возведения двух посадочных площадок для ракет и временного помещения для обслуживания кораблей Dragon.

Впервые модуль ракеты Falcon 9 совершил посадку на землю во Флориде в декабре 2015 года. Как и тогда, сейчас в распоряжении SpaceX находится одна посадочная площадка на территории, известной как LZ-1 (Landing Zone 1, «Посадочная зона №1»). В середине этого года компания намерена произвести пуск более тяжелой ракеты Falcon Heavy, первая ступень которой состоит из трех модулей. Конечно, для возврата двух из них можно использовать и имеющиеся в распоряжении SpaceX автономные плавучие посадочные платформы, но компания Илона Маска намерена вернуть ступени сразу на сушу. Именно для этого и нужны дополнительные площадки, возвести которые предполагается на том же комплексе LZ-1.

Две новые посадочные площадки будут иметь диаметр 86 м и дополнительную безопасную зону хорошо утрамбованной почвы шириной 15 м вокруг. Для сравнения, безопасная зона первой площадки в несколько раз шире. Уменьшения необходимой площади удалось добиться благодаря улучшениям в технологии посадки ракет, достигнутым в последний год. Была доработана радарная система, а изменения в компьютерные алгоритмы вносились после каждой успешной посадки на баржу.

Обе площадки расположены на западе от имеющейся: одна севернее, а вторая южнее (см. карту). Кроме собственно посадочных зон SpaceX потребуется возвести ответвления путей для крана, который используется для снятия вернувшихся ступеней и укладки на транспортер. Обе площадки будут оборудованы системой пожаротушения с четырьмя удаленно управляемыми водяными пушками и хранилищами воды объемом 45 тысяч литров. На каждой также планируется возвести систему отвода ливневых вод.

На северном участке выделяемой земли будет выделено пространство под строительство временного помещения для обслуживания кораблей Dragon. В настоящее время SpaceX разрабатывает пилотируемые корабли Dragon и эксплуатирует грузовые. Последние по завершении каждой миссии снабжения МКС совершают посадку в Тихий океан. Они доставляются в порт калифорнийского города Сан-Диего на корабле, а оттуда по автомобильным дорогам вывозятся на хранение в технический комплекс SpaceX в Макрегоре (Техас).

SpaceX давно хочет перенести во Флориду все эти процессы, включая снятие доставленных грузов с кораблей и послеполетное обслуживание. Конечной целью компании является полный отказ от парашютной посадки в океан для обоих типов кораблей. Ожидается, что сначала грузовые корабли, а в отдаленной перспективе и пилотируемые будут совершить посадку на сушу.

В будущем для обслуживания множества кораблей с реактивной потребуется большой технический комплекс, место для которого пока не выбрано. Однако для создания небольшого временного комплекса хорошо подходит зона рядом с посадочными площадками. На ней уже находится оборудование и вспомогательные системы для вернувшихся ракет. Их же можно будет использовать и для космических кораблей. В частности, речь идет о послеполетном сливе остатков топлива, ремонте, испытаниях и обслуживании.

На этом же комплексе предполагается проводить статические огневые испытания систем аварийного спасения пилотируемых кораблей. Впервые САС корабля Dragon, состоящая из восьми двигателей SuperDraco, была испытана в мае 2015 года. В ходе теста корабль отделился от имитатора второй ступени, отлетел на безопасное расстояние, и затем совершил парашютную посадку в Атлантический океан. Статистические огневые испытания будут включать только кратковременное включение двигателей корабля. Видеозапись похожего теста SpaceX публиковала в январе 2016 года.

Огневые испытания кораблей будут проводиться в северной части площадки, но не на стационарном, а на мобильном стенде, который при необходимости будет устанавливаться на одной из свободных посадочных площадок.

Временный комплекс обслуживания кораблей Dragon будет иметь размеры примерно 40 на 31,5 м. На нем планируется установить оборудование для хранения до 1,16 т монометилгидразина и 1,9 т тетраоксида азота.