1. Российские космонавты провели зрелищную работу в открытом космосе.

Вечером 11 декабря на Международной космической станции состоялся внеочередной выход в открытый космос по российской программе №45а. Космонавты Олег Кононенко и Сергей Прокопьев проработали в космосе 7 часов 45 минут. Главной задачей ВКД было исследование внешней стороны корпуса бытового отсека корабля «Союз МС-09», в котором летом было обнаружено отверстие.

Для того, чтобы достичь «Союза», космонавтам пришлось использовать манипуляторы «Стрела». Добравшись до корабля, Олег Кононенко распотрошил экранно-вакуумную теплоизоляцию, из-за чего вокруг станции образовалось внушительное облако мелких блестящих частиц, а затем ножницами вырезал кусок противометеоритной защиты. На листе защиты не оказалось следов дрели, что, в теории, должно было помочь расследованию. Однако космонавт отснял повреждение корпуса с внешней стороны и снял пробы материала вокруг отверстия. Выглядело происходящее необычно, а по меркам обычный рутины МКС – так и вовсе эпично. К сожалению, качественные снимки космонавтов во время работы пока не опубликованы.

Из-за нехватки времени, космонавты не стали устанавливать «заплату» на теплоизоляцию корабля. 20 декабря «Союз МС-09» должен будет доставить на Землю Сергея Прокопьева, астронавта ЕКА Александра Герста и астронавта НАСА Серену Ауньон-Чэнселлор. Бытовой отсек «Союза» отстреливается до входа корабля в атмосферу, поэтому проведенные с кораблем работы не должны повлиять на безопасность экипажа. Частицы экранно-вакуумной теплоизоляции в течение нескольких недель должны затормозится из-за трения об атмосферу.

А вот поможет ли эта работа поискам виноватого в появлении отверстия – неизвестно.

2. SpaceShipTwo готовится к очередному полету.

Компания Virgin Galactic готовится выполнить очередной полет суборбитального самолета SpaceShipTwo 13-15 декабря. Это будет четвертый полет с включением двигателей для корабля VSS Unity и его первый полет с июля. В предыдущем полете двигатель самолета проработал 42 секунды, а высота его подъема составила 52 км. Согласно опубликованному пресс-релизу, на этот раз двигатель проработает еще дольше – хоть и не будет испытан на полную продолжительность работы (около минуты), – а сам аппарат поднимется на рекордную высоту.

Virgin Galactic также готовится к первому космическому полету, т. е. на высоту 80 км. НАСА и ВВС США отмечают границу космоса именно на этой высоте, хотя в остальном мире за границу космоса принимают линию Кармана (100 км).

Первый полет VSS Unity с туристами на борту должен состояться в следующем году.

21 ноября американское космическое агентство представило обновленный график программы разработки коммерческих пилотируемых кораблей CCtCap, согласно которому первый испытательный беспилотный полет корабля Dragon компании SpaceX намечен на 7 января. В ходе первой демонстрационной миссии корабль должен пристыковаться к МКС, проработать в составе станции две недели, а потом вернуться на Землю.

Однако уже 24 ноября в директор НАСА Джим Бриденстайн отметил, что дата полета может сдвинуться из-за необходимости уточнить расписание МКС. 29 ноября в интервью USA Today он сказал, что вероятность полета в январе «очень мала» из-за различных технических проблем, в т. ч. с парашютной системой корабля, и запуск стоит ожидать в первом квартале следующего года.

Другую точку зрения высказал вице-президент SpaceX по безопасности Ганс Кенигсман 3 декабря. «Я могу ожидать задержку в несколько суток, связанную с расписанием станции». – сказал он. – «На данный момент мы планируем запуск в середине января, мы тяжело работаем и старательно готовимся к этому запуску». В то же время, он добавил, что для SpaceX приоритетом остается успех миссии, а не соблюдение расписания.

6 декабря помощник директора НАСА Билл Герстенмайер сказал, что ожидает увидеть Dragon на стартовой площадке в январе, однако ближе к концу месяца. По его словам, для этого в следующие несколько недель предстоит выполнить много бумажной работы по сертификации транспортной системы SpaceX. Испытания оборудования и программного обеспечения корабля также пока не завершены.

Наконец, на прошлой неделе стало известно, что SpaceX согласовала с контролирующими органами ВВС США пуск ракеты Falcon 9 с кораблем Dragon 2 на дату 17 января. Она, как и ранее называвшаяся дата 7 января, является предварительной, и наверняка будет сдвигаться.

Сегодня приблизительно в 21:30 мск состоится пуск ракеты SZ-3B («Великий поход-3B») с космическим аппаратом «Чанъэ-4», который впервые в истории космонавтики должен выполнить мягкую посадку на дальней стороне Луны. Посадочный аппарат «Чанъэ-4» с маленьким луноходом является дублером «Чанъэ-3», который приземлился на Луну 6 декабря 2013 года и стал первой посадочной лунной миссией для Китая.

Благодаря действию приливных сил, Луна всегда повернута к Земле одной стороной. Советские и американские автоматические станции, а также американские пилотируемые экспедиции высаживались на видимой стороне Луны, поскольку оттуда возможна прямая связь с Землей. После того, как аппарат «Чанъэ-3» успешно сел на Луну, его дублер стал не нужен, и для него была придумана более амбициозная цель, которая одновременно должна утвердить первенство Китая в одном из аспектов изучения Луны. «Чанъэ-4» должен совершить посадку на дальней стороне спутника Земли. И для этого, разумеется, ему потребуется спутник-ретранслятор, который будет передавать сигнал на Землю.

Спутник-передатчик «Цюэцяо» (Queqiao) был запущен 21 мая 2018 года. Помимо 4,2-метровой антенны на орбитальном модуле находится научный инструмент – разработанный в Нидерландах низкочастотный экспериментальный радиотелескоп NCLE. Его задача – попробовать зафиксировать радиосигналы с того раннего «темного» этапа развития Вселенной, когда в ней еще не появились первые звезды. Радиоастрономия на частотах ниже 30 МГц эффективна только за пределами ионосферы Земли, и поэтому находящийся за Луной спутник предоставляет отличную возможность для такого эксперимента. Кроме этого, NCLE попробует измерить излучение Солнца и Юпитера и изучить фоновое излучение нашей галактики.

Посадочный аппарат «Чанъэ-4» был модифицирован по сравнению со своим близнецом «Чанъэ-3». Во-первых, система связи была переделана для передачи сигнала через спутник-ретранслятор. Во-вторых, изменения коснулись полезной нагрузки. На станции появился нидерландский низкочастотный спектрометр LFS, аналогичный инструменту NCLE на спутнике-ретрансляторе, и немецкий прибор LND (Дозиметр и детектор нейтронов для лунного посадочного аппарата). Как и оригинальный «Чанъэ-3», новый аппарат будет оборудован посадочной камерой (LCAM). К ней добавится панорамная камера TCAM. Еще одна камера для съемки поверхности (PCAM) стоит на малом луноходе. Также луноход снабжен радаром для изучения верхних слоев поверхности Луны. Новые инструменты на нем – спектрометр VINS, который работает в видимом и ближне-инфракрасном диапазоне, и малый анализатор нейтральных частиц ASAN, разработанный в Швеции. Чтобы установить эти приборы, с лунохода пришлось снять руку-манипулятор и химический анализатор.

Наконец, на «Чанъэ-4» планируется провести биосферный эксперимент, подготовленный китайскими университетами. Ученые будут следить за развитием картофеля и семян резуховидки в трехлитровой камере.

Район посадки находится внутри бассейна Южный полюс – Эйткен, который по своему происхождению является ударным кратером диаметром около 2,5 тысяч км. Точное место публично не было объявлено, но согласно кадрам из видео-презентации миссии, оно находится в координатах 48.5° S – 51.5° S, 144° W - 162° W.

Ракета CZ-3B с миссией «Чанъэ-4» стартует сегодня вечером с космодрома Сичан на юго-западе страны. Прямой трансляции, вероятно, не будет, но включить CCTV News на всякий случай не помешает.

Ссылка: planetary.org

1. SpaceX потеряла первую ступень ракеты Falcon 9 после запуска корабля Dragon к МКС вчера вечером. Ступень упала в воду из-за проблемы с рулевыми крыльями. При выведении ступень отработала нормально, и сам корабль благополучно вышел на орбиту. Пуск считается полностью успешным. На пресс-конференции после запуска вице-президент SpaceX Ганс Кенигсман подтвердил, что на второй ступени Falcon 9 были использованы новые баллоны системы наддува COPV-2. Таким образом, последний элемент Falcon 9 модификации Block 5 был введен в эксплуатацию, и вчерашний пуск входит в те квалификационные пуски, которые SpaceX должна выполнить до первого полета с людьми на борту.

2. 3 декабря на космическом корабле «Союз МС-11» компания 3D Bioprinting Solutions отправила на МКС дублер своего биопринтера «Органавт». Первый принтер был потерян при аварии ракеты «Союз-ФГ» при запуске корабля «Союз МС-10» 11 октября. Соучредитель и управляющий партнер 3D Bioprinting Solutions Юсеф Хесуани написал на своей странице в фейсбуке об успешном начале эксперимента: «Получаем фотографии из космоса. На экране камеры отчетливо видно как собрался и левитирует живой конструкт мышиной щитовидной железы.»

4 декабря РИА «Новости» опубликовало интервью с главой пресс-службы Роскосмоса Владимиром Устименко, которое вызывает много вопросов. И я хотел бы их задать. Потому что могу.

Владимир, вы говорите, что «новое руководство Роскосмоса (…) начало переход на современную ракетно-космическую технику и обновление производства», приводя в пример «Ангару», «Союз-5» и сверхтяжелую ракету. Но Роскосмос «вступает» в испытания «Ангары» непрерывно, начиная с 2015 года. Проработки концепции сверхтяжелой ракеты начались в 2013 году. Бумажным работам по «Союзу-5» тоже почти два года. Вы говорите про обновление орбитальной группировки в тот год, когда Роскосмос должен установить антирекорд по количеству запусков спутников на орбиту, и если мы будем учитывать только работоспособные спутники в его орбитальной группировке, то увидим, что она совсем съежилась.

О какой «информационной атаке» на госкорпорацию можно говорить, если Роскосмос в 2018 году допустил впервые в новейшей истории аварию ракеты «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем, вляпался в международный скандал из-за неосторожных высказываний своего руководителя (нет, это не выдумки журналистов, там прямые цитаты: 1, 2, 3) и не смог поддерживать старый темп пусков? Вы считаете, что критические статьи в СМИ – это ответ на некие «внутренние изменения», но как СМИ могут отвечать на то, что никто снаружи не видит? Журналисты видят очевидные провалы в деятельности Роскосмоса и сообщают о них своим зрителям и читателям.

Вы говорите, что Роскосмос не проедает деньги, но давайте поговорим про ЦННИМаш и его НИРы. Головной институт Роскосмоса, ЦНИИмаш, ежегодно получает достаточно крупные средства на исследования, смысл которых ускользает не только от сторонних наблюдателей, но и, видимо, от работников самого института, потому что ЦНИИМаш из года в год переписывает одни и те же бумаги, успешно закрывая контракты и получая деньги. НИР «Вертикаль» – т. е. «Системные исследования научно-технических проблем стратегического планирования космической деятельности Российской Федерации в интересах социально-экономической сферы, науки и безопасности страны» обеспечивает институт финансирование на более чем 0,5 млрд рублей в год. И да, эта сумма, вероятно, превышает суммарные инвестиции в любой российский космический стартап. НИР «Авангард» (Системные предпроектные исследования по обоснованию и реализации целевых программ создания космических средств социально-экономического, научного и двойного назначения) добавляет в бюджет ЦНИИМаш-а в два раза больше – около 1 млрд в год (более 10 млрд по Федеральной космической программе 2016-2025). НИР «Обеспечение» (Системные технико-экономические исследования перспектив развития ракетно-космической техники и ракетно-космической промышленности) – почти 2 млрд в год. И это только начало.

Что входит, например, в НИР «Обеспечение»? «Методологическое и информационное обеспечение создания, развития и сопровождения экономико-статистической расчетно-аналитической управляющей автоматизированной системы финансово-экономической деятельности хозяйственных субъектов РКП.» «Нормативно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в целях повышения результативности патентно-лицензионной и изобретательской работы в РКП.» «Правовое сопровождение методологии претензионной и судебной работы, разработки и экспертизы нормативных актов в установленной сфере деятельности Роскосмоса.» «Исследования аспектов реализации и разработка программного обеспечения информационных киосков, информационных витрин для специалистов и руководства ракетно-космической отрасли, макетов системы мобильных рабочих мест.» И т.д.

Это стоит 2 млрд в год? Только на перечисленные в предыдущем абзаце работы Роскосмос планирует за 10 лет потратить треть той суммы, которую он тратит на разработку перспективного пилотируемого корабля. При этом, конструкцию корабля в 2017 году было решено радикально упростить из-за нехватки финансирования.

Уважаемый Владимир Устименко, Роскосмос погряз в неэффективных расходах, а голословные обещания нового руководства изменить ситуацию ничем не отличаются от аналогичных обещаний предыдущих руководителей, и потому не вызывают никакой положительной реакции в обществе. Обвинять журналистов – не лучшая стратегия для пресс-службы, которая говорит о том, что хочет «придать жизнь» взаимодействию госкорпорации с обществом. Вместо того, чтобы винить в своих проблемах «информационные атаки», Роскосмосу следует продемонстрировать хоть какие-то изменения к лучшему. А пока что – негативные тенденции в российской космонавтике только усиливаются.

1. OSIRIS-REx прибывает к астероиду Бенну сегодня.

Американская автоматическая межпланетная станция OSIRIS-REx достигнет астероида 101955 Бенну 3 декабря. Целью миссии – впервые для американского аппарата – является доставка вещества с астероида не Землю. OSIRIS-REx – третий аппарат, запускаемый в рамках программы New Frontiers («Новые рубежи»). В прошлом по этой программе были запущены пролетный зонд для изучения Плутона и пояса Койпера New Horizons («Новые горизонты») и спутник Юпитера Juno («Юнона»).

Поскольку астероид Бенну очень мал и обладает слабой гравитацией, OSIRIS-REx не выйдет на его орбиту, а проведет коррекцию траектории и скорости, чтобы обеспечить полет параллельно курсу астероида со скоростью не более 0,2 м/с.

Прибытие космического аппарата к Бенну будет освещаться на прямой трансляции на телеканале НАСА, которая начнется в 19:45 мск. «Прибытие» к астероиду состоится около 20:00.

Подробнее прочитать о миссии OSIRIS-REx можно здесь.

2. Южная Корея выполнила испытательный пуск в рамках разработки ракеты KSLV-II.

Южная Корея стала космической державой в январе 2013 года, когда состоялся третий по счету (но первый успешный) пуск ракеты Naro-1 (KSLV). Первая ступень ракеты-носителя Naro-1 была разработана в Центре им. Хруничева на основе универсального ракетного модуля (УРМ-1) «Ангары». Вторая твердотопливная ступень была корейской. Сотрудничество шло достаточно тяжело, поэтому проект Naro-1 не получил прямого продолжения. Вместо этого Корея начала разработку ракеты KSLV-II с собственной первой ступенью, которая будет приводиться в движение четырьмя двигателями общей тягой 300 т (тяга одного РД-193, который использовался на первой ступени KSLV-1, составляла 170 т). Дальнейшие планы у корейских ракетчиков амбициозные: сначала количество двигателей на первой ступени ракеты нарастят с четырех до девяти, а потом увеличенные модули первой ступени объединят по три, как это сделала SpaceX, превратив Falcon 9 в Falcon Heavy.

27 ноября состоялся суборбитальный полет демонстратора первой ступени KSLV-II. На этой одноступенчатой ракете был установлен один кислородно-керосиновый двигатель тягой 75 т. Двигатель проработал 151 с, тем самым подтвердив свои характеристики. В момент его отключения высота полета составила 75 км. Максимальная высота подъема ракеты – 209 км – была достигнута на 319 секунде.

Первый пуск KSLV-II запланирован на 2021 год.

Ссылки: nasa.gov/, kari.re.kr

В четверг 29 ноября американское космического агентство представило список из девяти компаний, между которыми в дальнейшем будут распределяться контракты на доставку на поверхность Луны научных приборов и другой полезной нагрузки. В список вошел промышленный гигант Lockheed Martin, а также маленькие стартапы: Astrobotic, Moon Express, Draper, Firefly, Intuitive Machines, Masten Space Systems, Orbit Beyond.

Директор НАСА Джим Бриденстайн заявил, что агентство хочет быть клиентом у большого количества поставщиков на рынке доставки грузов на Луну. Поставщики, в свою очередь, должны конкурировать и предлагать НАСА лучшие условия.

Всего на программу CLPS (Commercial Lunar Payload Services, Коммерческая доставка грузов на Луну) НАСА потратит до $2,6 млрд в следующие 10 лет. Это не очень большая сумма, особенно если учесть, что зачастую реальные расходы НАСА по аналогичным программам оказываются ниже заявленного максимума. Агентство не раскрывает стоимость контракта с каждой компанией, масса грузов и количество запусков также неизвестны.

На первом этапа каждая компания получит от НАСА небольшую сумму (размер ее неизвестен) на разработку пользовательского руководства для своего будущего заказчика. Финансировать разработку транспортной системы компании должны за счет собственных средств, инвестиций и кредитов.

Первая миссия по программе CLPS может состояться в 2019 году, но запуск в 2020 более вероятен, поскольку космическому агентству и подрядчикам потребуется время на интеграцию приборов с космическими аппаратами. НАСА уже составило список приборов, которые готовы к запуску или будут готовы в ближайшее время. Две компании из списка, Astrobotic и Moon Express, участвовали в конкурсе Google Lunar X-PRIZE. Обе ранее заявляли, что готовы запустить свои лунные посадочные аппараты в 2019-2020 годах.

НАСА отдает себе отчет, что не все отобранные компании смогут довести свои разработки до успешного полета на Луну. Возможно, именно поэтому в список была доставлена такая опытная компания как Lockheed Martin – она послужит гарантией того, что всю программу не ждет провал, если стартапы не справятся со взятыми на себя обязательствами.

Посадочный аппарат, который разрабатывает Lockheed Martin – один из самых крупных из всех, которые разрабатывают участники программы CLPS. Он будет способен доставить до 100 кг полезной нагрузки на поверхность Луны. Для сравнения, масса научных приборов на российской станции «Луна-Глоб» составляет менее 16 кг.

В последние несколько лет НАСА переориентировало свою стратегию, сделав первоочередной целью не экспедицию на Марс, а постройку посещаемой станции на орбите Луны и полеты астронавтов на поверхность спутника Земли. При этом разработка сверхтяжелой ракеты SLS и корабля «Орион» постоянно сталкивается с новыми и новыми сложностями, а их первый полет регулярно откладывается. Программа CLPS – это простой и быстрый способ для НАСА продемонстрировать успехи лунной программе. Если у Moon Express и Astrobotic не возникнет непредвиденных проблем, НАСА вполне сможет записать в свои успехи посадку на поверхность Луны до очередных президентских выборов в США и вероятной смены руководства агентства.