Метан – бесцветный газ органического происхождения, не имеющий выраженного запаха и распространенный под поверхностью Земли. На нашей планете он появляется в основном из-за деятельности живых организмах. На Плутоне же, по мнению ученых, метан мог сохраниться из газопылевого облака со времен образования Солнечной системы 4,5-5 млрд лет назад. Ранее благодаря наземным наблюдениям астрономы впервые обнаружили этот газ на карликовой планете. Теперь подтвердить находку помог инфракрасный спектрометр, установленный на стремительно приближающемся к Плутону зонде «Новые горизонты» (New Horizons). В дальнейшем – после пролета аппарата мимо планеты в середине июля – ученые получат информацию о распределении источников метана на поверхности Плутона.

На видеозаписи, представленной ниже, показан процесс сближения научного аппарата и карликовой планеты между 28 мая и 25 июня 2015 года. За этот период расстояние между ними сократилось с 56 до 22 млн км. На снимках, отцентрированных относительно Плутона, карликовая планета и Харон, ее крупнейший спутник, стремительно увеличиваются по мере приближения к ним камеры зонда. Поверхность Плутона имеет существенные перепады яркости. Она светлее у полюсов и темнее в районе экватора. Харон отличается более темным приполярным регионом и имеет признаки вариации альбедо в низких широтах.

Тем временем, аппарат «Новые горизонты» завершает последние приготовления к пролету мимо карликовой планеты. 14 июля, спустя всего несколько часов после этого события, космический аппарат сможет наблюдать за прохождением Плутона на фоне Солнца. Свет, проходящий через атмосферу карликовой планеты, будет зафиксирован ультрафиолетовым спектрографом ALICE, который на днях успешно выполнил тестовую съемку. Собранная информация позволит точно определить состав атмосферы Плутона.

Сейчас космический аппарат находится в 18 млн км от Плутона. Все его системы функционируют нормально.

ARM (Asteroid Redirect Mission) – планируемая НАСА программа отправки автоматического космического аппарата к одному из околоземных астероидов. Зонд, снабженный специальной системой захвата, должен будет подобрать с поверхности астероида булыжник диаметром несколько метров и отбуксировать его на орбиту Луны. 29 июня на организованной НАСА встрече Группы по изучению малых тел Солнечной системы было заявлено, что основной целью ARM станет именно транспортировка объекта к Луне. Со стороны это кажется само собой разумеющимся, однако в прошлом официальные представители НАСА отмечали, принципиальной необходимости доставлять булыжник к Луне нет. Важнее испытать технологии, которые потребуются для полета на Марс в 2030-х. Речь идет об эффективных электрореактивных двигателях и легких и мощных солнечных батареях.

Американские космические программы всегда имеют цели и задачи. Разница между этими двумя понятиями принципиальна. Невыполнение цели означает неудачу миссии, тогда как задачи могут выполняться по мере возможностей. Зачастую НАСА устанавливает очень простую цель, чтобы рапортовать о формальном успехе миссии даже в случае возникновения серьезных проблем. В январе директор Программы наблюдения за околоземными объектами НАСА Линдли Джонсон предлагал объявить доставку булыжника на орбиту Луны именно одной из задач ARM. 29 июня было объявлено, что это станет первоочередной целью миссии.

Параллельно с тем, НАСА планирует протестировать технологию защиты Земли от опасных астероидов, известную как «гравитационный трактор». Идея заключается в том, чтобы разместить в стабильной точке на орбите опасного астероида космический аппарат. Его масса должна будет слегка изменить траекторию астероида, ликвидировав угрозу Земле. Третья цель первого уровня миссии ARM – отработка перезаправки космических аппаратов.

К 4 августа НАСА должно будет уточнить параметры будущего космического аппарата и определиться с его платформой. Предполагается, что стоимость программы ARM составит 1,25 млрд долларов без учета расходов на ракету-носитель и операционную деятельность по ведению миссии. Для вывода аппарата предполагается использовать либо ракету Delta IV Heavy (сейчас ее стоимость составляет приблизительно 350-450 млн долларов), либо новую сверхтяжелую SLS (предполагаемая стоимость – от 400 до 800 млн). Аппарат должен быть запущен в 2020 году, а к 2025 году булыжник уже необходимо доставить на орбиту Луны: в этот год к нему планируется отправить пилотируемую экспедицию из двух астронавтов. Миссия ARM продлится не менее шести лет.

Окончательное решение о цели полета космического аппарата будет принято в 2019 году. Сейчас в списке возможных целей остаются четыре астероида: 2008 EV5 (основной), Бенну (цель миссии OSIRIS-REX), Итокава (посещалась японским зондом «Хаябуса») и 1999 JU3, к которому сейчас направляется «Хаябуса-2».

Первый пуск новой сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System) планируется на ноябрь 2018 года. Ключевая идея проекта SLS – использование уже существующих агрегатов и технологий. Центральная ступень ракеты будет приводиться движение четырьмя кислородно-водородными двигателями RS-25, ранее использовавшимися на космических шаттлах, а боковые ускорители от тех же шаттлов будут перенесены на SLS целиком, лишь с добавлением одного топливного блока. НАСА рассчитывает использовать SLS для запуска людей в дальний космос, к астероодам и Марсу. Кроме того, она пригодится для отправки тяжелых автоматических научно-исследовательских станций к Марсу и планетам-гигантам. Ракета, которая разрабатывается к 2018 году, будет способна вывести 70 тонн на низкую орбиту Земли. Уже через несколько лет она получит новую верхнюю ступень, благодаря которой грузоподъемность увеличится до 105 тонн. После 2030 года должна появиться новая 130-тонная версия SLS.

Для установки на SLS двигатели RS-25 пришлось слегка форсировать для увеличения тяги. Кроме того, они получат новую умную систему управления, которая будет отслеживать состояние и производительность двигателей. Огневые испытания модернизированных RS-25, ранее снятых с космического шаттла, начались в январе 2015 года. 25 июня в Космическом центре НАСА им. Стенниса состоялся уже четвертый прожиг двигателя RS-25, продолжительность которого составила рекордные 650 секунд. Завершающие цикл испытаний тесты ожидаются в июле и августе. В ходе испытаний симулируются температура, давления и другие особенности рабочей среды, в которой двигатели будут функционировать на SLS.

Вчера вскоре после старта была потеряна ракета Falcon 9 компании SpaceX, которая должна была вывести на орбиту корабль Dragon («Дракон») с грузом для Международной космической станции. Эта неудача наносит удар и по НАСА, и по планам SpaceX, и по всей программе МКС.

Видимые неполадки с ракетой возникли на 139 секунде полета в районе соединения первой и второй ступеней – за 20 секунд до отключения двигателей первой ступени и за 24 секунды до включения второй. Как стало известно позже, произошла разгерметизация бака окислителя второй ступени вследствие возникновения в нем избыточного давления. Двигатели первой ступени продолжали работать, и еще некоторое время после аварии ракета летела в облаке испаряющегося кислорода. Первопричины неполадки пока неизвестны. Нет также точной информации о том, были ли внесены изменения в конструкцию второй ступени в рамках ожидаемой модернизации ракеты Falcon 9.

Грузовой корабль Dragon отделился от терпящей бедствие ракеты, однако его программа не предусматривала возможность аварийного спасения. Поэтому парашюты «Дракона» не раскрылись, и он разбился при ударе о поверхность Атлантического океана. Это был первый неудачный пуск ракеты Falcon 9 из 19-ти и девятый запуск корабля Dragon (восьмой запуск к МКС, седьмой регулярный рейс снабжения станции по программе CRS).

Корабль должен был доставить на МКС важные грузы общей массой 2,477 т. Главная потеря – новый стыковочный узел IDA-1 (International Docking Adapter, Международный стыковочный узел), предназначенный для обеспечения стыковки со станцией новых пилотируемых кораблей. Всего по заказу НАСА компания Boeing построила два таких узла. Второй предполагалось доставить на орбиту в декабре этого года во время CRS9, очередной миссии SpaceX. Разработка новых стыковочных узлов обошлась НАСА в 100 млн долларов. Возможность стыковки со станцией сразу двух новых кораблей позволила бы увеличить экипаж МКС с 3-6 до 6-9 человек. Как сообщили представители агентства на вчерашней пресс-конференции, эксплуатацию пилотируемых кораблей можно будет начать и с одним стыковочным узлом. В распоряжении разработчиков остались запасные узлы и детали для IDA, однако специалистам еще предстоит изучить, удастся ли в короткие сроки построить модуль на замену потерянному.

Также Dragon вез в космос новый скафандр для выхода в открытый космос EMU, воду и продукты питания для космонавтов. На корабле находилось восемь спутников-кубсатов компании Planet Labs, которые предполагалось запустить на орбиту из японского модуля МКС «Кибо». Компания Planet Labs оказалась в числе невезунчиков – в октябре 2014 года ее спутники были потеряны при аварии ракеты «Антарес» с грузовым кораблем Cygnus («Лебедь») компании Orbital Sciences (теперь Orbital ATK). Такая же печальная судьба постигла студенческие научные эксперименты, которые с осени были заново подготовлены к этому запуску корабля Dragon. Всего на корабле находилось около 0,5 т научного оборудования и экспериментов.

В апреле 2015 года предыдущий корабль снабжения МКС – российский «Прогресс М-27М» – был потерян сразу после выхода на орбиту. По заверениям представителей НАСА и Роскосмоса, на текущее функционирование станции потеря двух кораблей подряд не повлияет. Кроме того, уже в эту пятницу к МКС отправится очередной российский грузовик, а в августе запасы станции пополнит тяжелый японский HTV. НАСА совместно с Orbital рассмотрит возможность приблизить запуск нового грузового «Лебедя» и перенести его с декабря на октябрь 2015 года. И все-таки, по научной программе МКС нанесен существенный удар. График развития американского сегмента МКС также придется пересматривать. Вместе со следующим «Драконом» стоит ожидать и отсрочку запуска экспериментального трансформируемого модуля МКС BEAM.

Вчерашняя авария произошла в крайне неудачный момент. Американские законодатели критикуют программу поддержки коммерческой космонавтики НАСА и сокращают ее финансирование, а агентство пытается отстоять правильность своего подхода и угрожает переносом первого пилотируемого полета в случае нехватки средств. Некоторые эксперты считают, что лоббисты компании Boeing, второго участника программы по созданию новых пилотируемых кораблей, намерено добиваются сокращения госрасходов, чтобы НАСА было вынуждено отказаться от дублирования заказа. Это позволило бы Boeing монополизировать доставку астронавтов к МКС. Руководство американской космической отрасли, однако, предпочитает пересматривать график работы, а не общий подход к развитию пилотируемой программы.

По компании SpaceX авария нанесла двойной удар. Во-первых, многие ожидали, что SpaceX закрепит свой рывок в лидеры американской и мировой космонавтики, своевременно продемонстрировав надежность на фоне неудач других космических кораблей в тот момент, когда МКС нуждается в пополнении припасов. Теперь же компании придется учиться разбираться в причинах аварии, исправлять ее последствия и заново отстраивать свою репутацию. Во-вторых, разработка многоразовых ракет существенно затягивается. Простое попадание ступени на баржу в этот раз позволило бы SpaceX получить разрешение на посадку на сушу. Откладывается как сама возможность получить первую отлетавшую ступень, так и переход к возврату ступеней на твердую землю. Даже если ракеты Falcon 9 вернутся к полетам через несколько месяцев, попытки посадить их на землю вряд ли состоятся в этом году, а оптимистичный прогноз по первому полету многоразовой ракеты в конце 2016 года становится абсолютно нереалистичным.

Несколько минут назад на орбиту должен был отправиться американский грузовой космический корабль Dragon компании SpaceX. Планировалось, что он доставит на МКС 1,9 т припасов, включая более чем 500 кг научного оборудования и экспериментов и новый скафандр EMU для выхода в открытый космос. В негерметичном отсеке корабля находится «международный стыковочный узел», первый из двух узлов, которые будут использоваться для стыковки со станцией американских пилотируемых кораблей с 2017 года. Привезенный на Dragon стыковочный адаптер планировалось установить в августе или сентябре.

Этот полет должен был стать седьмым регулярным рейсом снабжения корабля Dragon, восьмым его полетом к МКС и девятым полетом в космос вообще.

К сожалению, незадолго для выключения первой ступени ракеты Falcon 9 произошла нештатная ситуация. В Т+2:19, по всей видимости, на второй ступени произошел взрыв. В результате грузовой корабль был потерян. Это первый неудачный пуск Falcon 9. Еще один пуск закончился частичный успехом, остальные 17 были полностью успешными.

Авария грузового корабля Dragon произошла спустя всего два месяца после потери российского грузового корабля «Прогресс», который также должен был доставить припасы на МКС. Следующий российский грузовой корабль будет запущен в июле. Его запуск передвинут с августа. В октябре 2014 года в США взорвалась ракета «Антарес» с грузовым кораблем (Cygnus) «Лебедь». Полеты этих кораблей будут возобновлены только в конце текущего года.

UPD. Предварительный анализ данных показал, что в баке жидкого кислорода второй ступени ракеты наблюдалось избыточное давление. Эта аномалия могла возникнуть по различным причинам. Специалистам требуется больше времени, чтобы разобраться с произошедшим.

Космический телескоп Хаббл помог ученым подтвердить существования водородного облака, исходящего из планеты класса «горячий Нептун» у звезды Глизе 436 (GJ 436, Glise 436). Гигантский кометоподобный хвост протяженностью около 50 диаметров самой звезды, выдуваемый с планеты ее радиацией, получил название «Бегемот».

Глизе 436 находится на небольшом расстоянии от Солнца – всего около 30 световых лет. Планета Глизе 436b расположена очень близко к звезде. Радиус ее орбиты составляет примерно 3,2 млн км, а период обращения равен 2,6 земным дням. Масса планеты, по подсчетам ученых, должна быть около 23 масс Земли. Возраст Глизе 436b составляет не менее 6 млрд лет, но может достигать и в два раза большего значения. Это делает ее достаточно старым космическим телом.

В прошлом феномен образования водородного облака не наблюдался у относительно небольших планет. Новое открытие может иметь далеко идущие последствия. Известно много планет, которые называют горячими суперземлями. Это тела массой 3-10 масс Земли, обычно расположенные вблизи звезды. Как предположили астрономы, они могли образоваться из горячих нептунов при выдувании водородной атмосферы солнечной радиацией. «Это облако очень впечатляет». – говорит автор исследования, Дэвид Эринрейх из Обсерватории Женевского университета. – «Сейчас испарение планете не угрожает. Однако мы знаем, что звезда, которая относится к классу красных карликов, в прошлом была гораздо более активной. Это означает, что в первые миллиарды лет своего существования планета испарялась гораздо активнее под действием сильной радиации молодой звезды. В целом, по нашему мнению, она могла потерять за прошедшие годы до 10% своей атмосферы».

По словам Эринрейха, облако не отражает свет в видимом диапазоне, а ультрафиолетовое излучение, как известно, не проникает через атмосферу Земли. Поэтому обнаружить облако удалось благодаря использованию ультрафиолетовой камеры орбитального телескопа Хаббл. На космических снимках планета превратилась в настоящего бегемота, растянувшегося по орбите: по всей видимости, звездный ветер GJ 436 недостаточно силен, чтобы быстро сдувать водород с орбиты.

Аналогичный процесс с образованием испаряющегося хвоста мог происходить и на Земле на ранних этапах развития Солнечной системы, когда атмосфера нашей планеты была богата водородом.

Полное испарение не угрожает атмосфере планеты Глизе 436b, однако его механизм заинтересовал ученых. В ближайшие годы они намерены изучить больше горячих нептунов и горячих суперземель в ультрафиолетовом диапазоне, чтобы подтвердить или опровергнуть связь между планетами этого типа.

Кроме того, анализ ультрафиолетового излучения может оказаться полезен при поиске следов океанов на землеподобных (по своим размерам) планетах. Сейчас обнаружить молекулы воды на снимках экзопланет очень сложно, поскольку концентрация паров воды в атмосферах невелика. Однако под действием солнечной радиации вода должна распадаться на кислород и относительно легкий водород, который будет выдуваться из атмосферы. Если мы обнаружим испаряющееся облако водорода вокруг экзопланет, по своим размерам сравнимых с Землей, это может быть свидетельством наличия воды на их поверхности.

Большая часть новостей о космонавтике, выходящих в мире, генерируется пресс-релизами НАСА и, отчасти, пиар-службами Европейского космического агентства. По понятным причинам мы в России следим аз национальной космической программой. К сожалению, космические программы других стран попадают в фокус нашего внимания намного реже. Это не значит, что в остальном мире ничего не происходит.

Одна из самых развитых космических отраслей в мире находится в Японии. Японцы обладают современными ракетами-носителями всех классов от легкого до тяжелого, они построили собственный модуль МКС «Кибо» и грузовой корабль для снабжения станции (кстати, японский астронавт Кимия Юи отправится на МКС в следующем месяце). В JAXA (Японское аэрокосмическое агентство) регулярно поднимается вопрос о разработке собственного пилотируемого корабля. Иногда дело доходит до выбора основной концепции, однако затем дело глохнет. Сейчас в разработке находятся лишь отдельные перспективные технологии, которые можно будет впоследствии применить при создании корабля.

В новейшей истории исследований космоса японцы запомнились автоматической станцией «Хаябуса», которая, после многочисленных приключений, в 2010 году доставила на Землю пыль с астероида Итокава. JAXA намерено развивать направление, в котором достигнут некоторый успех. 30 ноября 2014 года в космос отправилась станция «Хаябуса-2». В июле 2018 она должна прибыть к астероиду 1999 JU3, а в декабре 2020-го доставить с него образец грунта на Землю. В июне 2015 года японцы представили еще одну похожую миссию, уже получившую предварительное одобрение правительства. На этот раз они хотят доставить образец грунта со спутника Марса, Фобоса или Деймоса. Запуск космического аппарата может состояться в 2021 году, т. е. за четыре года до запланированной попытки повторить «Фобос-Грунт» в России.

Еще один анонсированный в этом году проект JAXA – маленький марсоход-демонстратор. Для испытания своих технологий японцы хотели бы запустить в 2020 году небольшой аппарат, по размерам уступающий даже MER Opportunity. По проекту, масса марсохода должна составить 150 кг, из них на научную нагрузку приходится 15 кг. Для доставки марсохода на поверхность планеты предполагается использовать систему воздушного крана, разработанную Лабораторией реактивного движения НАСА для марсохода Curiosty. Возможные места посадки аппарата довольно любопытные. В презентации проекта рассматриваются два варианта, на первом месте – долина Маринер, огромный каньон, вопрос о происхождении которого до сих пор вызывает споры.

Последний японский проект, который необходимо упомянуть – маленький посадочный аппарат для изучения Луны SLIM, который может быть запущен в 2018 году. Он анонсирован несколько лет назад, но только этой весной было получено предварительное одобрение финансирования. Разработчики ставят перед собой амбициозную задачу: аппарату, который относится к миссиям малого класса, предстоит изучить поверхность разрушенной лавовой трубки в северном полушарии Луны.

Другая страна, предлагающая амбициозную космическую программу – это Китай. Его обширная научно-исследовательская программа уже была описана в одной из статей. Достаточно отметить лишь, что сроки ее выполнения вряд ли окажутся столь оптимистичными, как надеялись ученые. Уже сейчас можно утверждать почти наверняка, что Китай не отправит миссию к Марсу даже в 2020 году. Лунная программа развивается более уверенно: на 2017 год планируется доставка лунного грунта на Землю миссией «Чанъэ-5», и, как утверждают различные источники, в 2020-м «Чанъэ-4», который является копией успешной «Чанъэ-3», совершит посадку в районе южного полюса на обратной стороне Луны.

Пилотируемая программа Китая тоже не стоит на месте. В 2016 году в космос будет запущена новая пилотируемая лаборатория «Тяньгун-2». В 2018 начнется развертывание полноценной космической станции, которая должна быть готова в 2022 году. Кроме того, без лишней публичности Китай занимается разработкой нового пилотируемого корабля для полетов за пределы земной орбиты. Работа началась в 2013 году, а в октябре 2014-го предложенная концепция получила одобрение правительства. В декабре космическое агентство Китая объявило, что планирует провести испытательные сбросы с вертолета масштабной модели спускаемого аппарата нового корабля, задействовав в этом тесте запасные парашюты корабля «Шеньчжоу-10». Предполагается, что новый китайский корабль будет выполнен по схеме американских «Аполлонов» и «Орионов». Он будет иметь массу 20 т в конфигурации для дальнего космоса и 14 т в околоземной. По этим характеристикам, как и по вместимости (до четырех человек), он полностью совпадает с разрабатываемым в России кораблем нового поколения (ПТК НП). К сожалению, нельзя сказать, насколько активно и серьезно идет работа над этим проектом.

Остальные страны азиатского региона пока не анонсировали амбициозных проектов в космической отрасли. Южная Корея, в 2013 году впервые сумевшая запустить спутник на орбиту, сейчас отказалась от разработанной с преимущественным российским участием ракеты Naro-1 (KSLV) и медленно разрабатывает полностью национальный носитель. После 2020 года корейцы обещали запустить исследовательскую станцию к спутнику Земли, однако сложно сказать, дойдут ли эти планы до практической реализации. Вьетнам также имеет некоторый интерес к космонавтике. В 2011 году правительство страны, которое намерено увеличить долю высокотехнологичных отраслей в экономике, обещало до 2018 года вложить 600 млн долларов в создание национального космического кластера. Упор предполагается сделать на разработку малых космических аппаратов прикладного назначения. В то же время нужно отметить, что, несмотря на впечатляющие экономические успехи последних 20 лет, Вьетнам пока остается преимущественно аграрной и небогатой страной.