Компания SpaceX Илона Маска работает в двух направлениях: во-первых, она ведет успешный бизнес, основанный на эксплуатации частично многоразовой ракеты Falcon 9 и кораблей Dragon – грузовых и, в ближайшей перспективе, пилотируемых. Во-вторых, своей целью компания провозглашает не столько коммерческую прибыль, сколько отправку людей на Марс. На эту работу направляется значительная часть доходов компании. В качестве марсианского транспорта SpaceX разрабатывает двухступенчатую полностью многоразовую ракетно-космическую систему, состоящую из первой ступени с именем Super Heavy и второй ступени, которая также играет роль космического корабля, – Starship.

Облик Super Heavy/Starship (SH/Starship) в последние годы неоднократно менялся. В нынешнем виде система, которая планируется как полностью многоразовая, сможет выводить 150 т на опорную орбиту или 100-125 т на «действительно полезную орбиту», под которой Илон Маск, вероятно, подразумевает орбиту спутников связи Starlink. Полезная нагрузка в одноразовом варианте могла бы быть в два раза выше. На геопереходную орбиту SH/Starship сможет вывести до 30-40 т.

Экспериментальная отработка Starship, т. е. второй ступени, началась в 2019 году. На своей площадке Бока-Чика в Техасе в первом квартале этого года SpaceX построила прототип «корабля» в размерах топливного бака. Этот аппарат получил название «Стархоппер» (Starhopper): подобно экспериментальному аппарату Grashopper, который использовался для отработки Falcon 9, «Стархоппер» будет совершать короткие прыжки на небольшую высоту.

В апреле «Стархоппер», снабженный одним кислородно-метановым двигателем Raptor (серийный номер SN-2), впервые прошел статические огневые испытания. После этого двигатель был снят для анализа, и в реализации программы испытаний возникла пауза. В конструкции двигателей «Раптор» была выявлена проблема, «связанная с вибрацией», в результате чего в ходе огневых испытаний на стенде в Макгрегоре пятый двигатель был разрушен. Испытания шестого серийного двигателя (SN-6) тоже шли не идеально гладко. Первые два включения на 20 и 10 секунд прошли штатно. В ходе третьего включения, которое должно было продолжаться 50 секунд, произошло «мягкое прекращение работы». После этого программа испытаний была продолжена, и двигатель успешно проработал на стенде 65, а затем 85 секунд, что стало рекордом для двигателей семейства «Раптор». 11-12 июля этот же двигатель с номером SN-6 был установлен на «Стархоппере».

Подготовка к первому полету продолжается на этой неделе. Сегодня SpaceX планирует провести огневые испытания «Стархоппера», которые, однако, могут сдвинуться на сутки один или несколько раз. Сразу после них – вероятно, до конца текущей недели – произойдет первый взлет «Стархоппера». Илон Маск сообщил, что аппарат поднимается на высоту 20 м, выполнит полеты в горизонтальной плоскости и затем вернется на стартовую позицию.

Одновременно SpaceX строит два более продвинутых прототипа Starship. Первый из них, известный как Starship Mk. 1, создается силами самой компании в Бока-Чика. Он будет использоваться для испытательных взлетов на высоту до 20 км. Если не возникнут новые затруднения, такие полеты могут начаться уже через несколько месяцев. Starship Mk. 2 создается во Флориде компанией Coastal Steel. Его Илон Маск называет «орбитальным прототипом». В то же время, в прошлом он отмечал, что компания не планирует осуществлять в ходе испытаний запуски Starship на орбиту без использования первой ступени.

Обновленная версия системы SH/Starship будет представлена широкой публике в конце июля после начала полетов «Стархоппера».

Ссылка: nasaspaceflight.com

В субботу 13 июля с космодрома Байконур была запущена российско-немецкая космическая обсерватория «Спектр-РГ». Ракета-носитель «Протон-М» и разгонный блок «ДМ-03» отработали успешно. Космический аппарат построил солнечную ориентацию, раскрыл солнечные панели и начал передавать телеметрическую информацию. Его перелет к точке Лагранжа L2 системы Земля-Солнца займет более трех месяцев. Предварительный график операций на космическом аппарате в ходе перелета приведен ниже.

Сутки после запускаДата (предварительно)Описание
1 13 июля Выведение, построение постоянной солнечной ориентации, включение системы обеспечения теплового режима, системы сбора и обработки информации.
3-4 15-16 июля Перевод космического аппарата в режим инерциальной ориентации
10 22 июля Первая коррекция траектории
11 23 июля Открытие крышек телескопов ART-XC и eROSITA
11-18 23-30 июля Включение космического телескопа ART-XC без подачи высокого напряжения
14 26 июля Начало дегазации eROSITA
20 1 августа Вторая коррекция траектории
21 2 августа Включение космического телескопа ART-XC с подачей высокого напряжения
21-62 2 августа - 12 сентября Научные исследования при помощи телескопа ART-XC
40 21 августа Третья коррекция траектории
41-62 22 августа - 12 сентября Включение телескопа eROSITA
63-92 13 сентября - 12 октября Калибровочные наблюдения на телескопе eROSITA
93-113 13 октября -2 ноября Научные наблюдения на обоих телескопах
~100 ~ 20 октября Прилет в район точки L2
114 3 ноября Начало выполнения основной научной программы в режиме обзора небесной сферы

Сегодня ночью Индийское космическое агентство (ISRO) отложило запуск лунной научной миссии «Чандраян-2» менее чем за час до старта. В коротком комментарии сообщалось о технической проблеме, но новая дата запуска пока названа не была. Учитывая, что стартовое окно заканчивается через сутки, т. е. в ночь на 16 июля, можно ожидать переноса старта на значительное время. Также неизвестно, связана проблема с ракетой-носителем или космическим аппаратом.

Программа «Чандраян-2» имеет длинную историю. В 2007 году представители Роскосмоса и Индийского космического агентства подписали соглашение, согласно которому российская автоматическая станция в 2012 году должна была доставить на спутник Земли индийский мини-луноход. От сотрудничества Индия отказалась в 2013 году, когда российская лунная программа была полностью пересмотрена из-за аварии научно-исследовательской станции «Фобос-Грунт». После этого ISRO начала разработку собственной посадочной станции. За прошедшие годы запуск «Луны-Глоб» переносился на 2015, 2016, 2018, 2019, 2020 и, наконец 2022 год. Старт самостоятельной индийской миссии «Чандраян-2» был назначен запланирован на весну 2018 года, но затем тоже несколько раз переносился.

«Чандраян-2» – первая индийская миссия, ставящая себе целью выполнить посадку на Луну. Она состоит из орбитального модуля, посадочной платформы «Викрам» (Vikram) и закрепленного на ней малого лунохода «Прагьян» (Pragyan). Район посадки находится вблизи южного полюса Луны между кратерами Манцини и Симпелий. Подробнее о программе можно прочитать здесь.

Ссылка: nasaspaceflight.com

Старт ракеты-носителя «Протон-М» запланирован на 15:30:57 мск. Прямая трансляция начнется в 14:30 на Youtube-канале Роскосмоса.

Подробнее о миссии можно прочитать здесь.

По данным источника в отрасли, причиной 24-часовой задержки стало нарушение изоляции между ступенями ракеты.

UPD. Запуск состоялся, ракета-носитель и разгонный блок отработали успешно. «Спектр-РГ» раскрыл солнечные батареи, выстроил солнечную ориентацию и начал передавать телеметрическую информацию, в т. ч. с научных приборов. Дорога до точки Лагранжа L2 займет три месяца.

Ссылка: roscosmos.ru

1. Запуск «Спектра-РГ» перенесен на резервную дату 13 июля

Запуск космической обсерватории «Спектр-РГ» не состоится в пятницу 12 июля. Сегодня утром Роскосмос объявил о том, что пуск ракеты «Протон-М» с этим космическим аппаратом переносится на сутки в связи с необходимостью провести дополнительные проверки ракеты-носителя.

Окончательное решение о возможности пуска в субботу будет принято завтра утром. Официально старт назначен на 15:31 мск. Если же он не состоится, то запуск «Спектра-РГ» придется отложить на срок от нескольких месяцев до полугода и даже больше.

2. Virgin Orbit провела сброс с самолета сверхлегкой ракеты LauncherOne.

Компания британского миллиардера Ричарда Бренсона Virgin Orbit разрабатывает сверхлегкую ракету с воздушным стартом LauncherOne. Предполагается, что двухступенчатая ракета грузоподъемностью до 500 кг на НОО или до 300 кг на солнечно-синхронную орбиту будет стартовать с самолета Boeing 747. Обе ступени LauncherOne используют в качестве топлива керосин и жидкий кислород.

В ходе испытаний 10 июля, которые проводились в пустыне Мохаве, прототип ракеты-носителя был заправлен водой вместо топлива. Он отделился от самолета-носителя на высоте 10,7 км. Разработчики протестировали систему отделения ракеты от самолета. Тест признан успешным.

3. Hayabusa 2 отобрала второй образец горных пород с астероида Рюгу.

Японская межпланетная станция «Хаябуса-2» в соответствии с планом выполнила посадку на астероид «Рюгу» в четверг 11 июля. Специалисты считают, что отбор образца пород с поверхности астероида прошел успешно. После выполнения операции японское космическое агентство опубликовало снимки поверхности Рюгу, сделанные в ходе снижения космического аппарата.

4. Ракета-носитель Vega потерпела первую аварию.

Европейская ракета легкого класса «Вега» в четверг 11 июля в своей 15 миссии не смогла вывести на орбиту спутник ОАЭ Falcon Eye 1. Авария произошла приблизительно через две минуты после старта на этапе работы второй ступени.

«Вега» производится итальянской компанией Avio при участии других ракетно-космических компаний Европы. Оператором запуска выступает французская Arianespace. Спутник зондирования Земли Falcon Eye 1, заказчиком которого выступили Вооруженные силы ОАЭ, был разработан Airbus D&S и Thales Alenia Space.

До конца года планировался запуск спутника Falcon Eye 2 на ракете «Вега», но теперь он может быть перенесен из-за необходимости провести расследования аварии.

5. Состоялся неанонсированный пуск ракеты «Союз-2.1в».

В среду 10 июля в 20:14 мск с космодрома «Плесецк» стартовала ракета-носитель «Союз-2.1в» с четырьмя военными спутниками. О запуске было объявлено только после его проведения.

Этот полет стал пятым для ракеты «Союз-2.1в» и четвертым для блока довыведения «Волга». Спутники получили обозначения «Космос» с номерами 2535/2536/2537/2538. Согласно официальному сообщению, спутники предназначены для исследования воздействия искусственных и естественных факторов космоса на космические аппараты, а также юстировки радиолокационных средств. Можно предполагать, что хотя бы часть из этих спутников относится к программе спутников-инспекторов «Нивелир».

Отличительная особенность «Союза-2.1в» – использование на первой ступени двигателей НК-33, разработанных для советской сверхтяжелой ракеты Н1. После окончания запасов НК-33 «Союз-2.1в» будет переведен на двигатели РД-193 производства НПО «Энергомаш».

Японская межпланетная станция «Хаябуса-2» (Hayabusa 2) была запущена 3 декабря 2014 года. Ее задачей является изучение астероида углеродного типа Рюгу (1999 JU3). Станция добралась до пункта назначения 27 июня 2018 года, и с тех пор изучает астероид. Подробнее о космическом аппарате и научных целях этой миссии можно прочитать здесь.

Рюгу – малый углеродный астероид диаметром около 900 м. Его гравитация слишком мала, чтобы удерживать космический аппарат на орбите. Поэтому «Хаябуса-2» не вращается вокруг Рюгу, а летит параллельно с ним на безопасном расстоянии в 20 км, периодически спускаясь к астероиду для проведения различных операций.

Основная задача миссии «Хаябуса-2» – доставка грунта с поверхности астероида на Землю. Первый образец грунта был отобран 22 февраля 2019 года.

Чтобы отобрать образец грунта, грунтозаборное устройство (цилиндр длиной около 1 м) должно коснуться поверхности астероида. Космический аппарат выпустит в Рюгу танталовый снаряд со скоростью 300 м/с, после чего принимающая головка грунтозаборного устройства захватит поднявшиеся мелкие камни и пыль, направив их в камеру для хранения образцов. Эта камера разделена на три отсека для разных проб. Один из них имеет объем 24 куб. см, оставшиеся два – по 12 куб. см.

Космический аппарат не оборудован аппаратурой, которая позволяла бы напрямую измерить количество захваченного грунта. Но по косвенным данным специалисты уверены, что в первых раз система забора отработала в полном соответствии с программой. Забор второго образца должен состояться в ближайший четверг.

Подготовка к этой операции началась еще в начале апреля, когда «Хаябуса-2» выпустила в Рюгу небольшой снаряд. В результате на поверхности астероида образовался небольшой кратер, обнаживший коренные породы, включая, возможно, органические молекулы. Эти породы были защищены от воздействия космической радиации и перепадов температур, а потому, как надеются ученые, сохранились в почти неизменном виде со времен образования самого астероида и Солнечной системы. Возраст Рюгу ученые оценивают в 4,6 млрд лет. Если миссия завершится успешно, «Хаябуса-2» станет первым аппаратом, доставившим на Землю образец пород из-под поверхности астероида.

В ходе подготовки к забору образца 30 мая рядом с искусственным кратером была сброшена мишень для упрощения посадки. 11-13 июня космический аппарат выполнил пробное сближение, которое было признано успешным. Во время снижения была отснята поверхность астероида. В левом верхнем углу приведенного ниже изображения находится посадочная мишень. Искусственный кратер находится в правой нижней части изображения. Высота съемки составила 108-52 м.

Из-за слабой гравитации астероида, выброшенное из искусственного кратера вещество распространилось по большой площади. Точка отбора грунта находится в 20 м от кратера.

Операции по отбору второго образца грунта начнутся во вторник 9 июля, а касание астероида запланировано на 11 июля и должно состояться около 11:00 по времени Токио (5:00 мск). Если на любом этапе операции возникнет непредвиденная проблема, аппарат вернется на высоту 20 км, и следующая попытка отбора пробы грунта состоится на неделе 22-26 июля.

В ближайшие месяцы «Хаябуса-2» сбросит на поверхность Рюгу последний оставшийся зонд, и в конце года космический аппарат покинет астероид. Дорога к Земле займет около года. В ноябре или декабре года «Хаябуса-2» завершит свою миссию, сбросив капсулу с отобранными образцами грунта. Поисковая команда эвакуирует капсулу из Австралии. Изучением образцов займутся лаборатории в Японии и США.

Ссылка: spaceflightnow.com

В июле следующего года к Марсу должна отправиться совместная научная миссия Европейского космического агентства и Роскосмоса «Экзомарс-2020» (ExoMars 2020). Она будет состоять из европейского перелетного модуля и тяжелого марсохода «Розалинд Франклин», а также российской посадочной платформы, которая будет отвечать за доставку марсохода на поверхность планеты.

Десантный модуль был доставлен из России в Италию в марте этого года. Из-за того, что разработчики не укладывались в график, теплозащитный экран, солнечные батареи и другие элементы для десантного модуля были отправлены в Италию только на прошлой неделе. В Турине на предприятии Thales Alenia Space будет проводиться дооснащение и окончательная сборка модуля, в т. ч. на него будут установлен европейский бортовой компьютер. Помимо этого, ЕКА отвечает за разработку парашютной системы десантного модуля.

Эта парашютная система играет ключевую роль в обеспечении посадки на Марс. Модуль будет тормозить в атмосфере Марса при помощи двух последовательно работающих парашютов, которые будут раскрываться при помощи вытяжных парашютов.

Последовательность работы системы выглядит следующим образом. Сначала при помощи пиропатрона высвобождается вытяжной парашют. Полностью раскрывшись, он вытягивает колпак контейнера с основным 15-метровым парашютом первого этапа. Этот парашют должен обеспечить торможение со сверхзвуковой до дозвуковой скорости. После отстрела парашюта первого этапа вновь срабатывает пиропатрон, выпускающий вытяжной парашют второго этапа. И он, раскрывшись, вытягивает второй основной парашют с диаметром купола 35 м. На заключительном этапе посадки десантный модуль отстреливает теплозащитный экран и задействует реактивные двигатели, которые должны обеспечить мягкое приземление аппарата на поверхность Марса.

В прошлом году второй основной парашют – он является самым большим из всех задействованных в миссии и самым крупным из парашютов, когда-либо использовавшихся для посадки на Марс – прошел успешные испытания, в ходе которых он сбрасывался с вертолета на высоте 1,2 км.

28 мая 2019 года в шведском городе Кируна были проведены очередные испытания парашютов. На этот раз тестовый аппарат был поднят на высоту 29 км при помощи стратосферного аэростата. Задачей испытаний была проверка всей последовательности работы парашютной системы.

Описанная выше последовательность была реализована корректно, однако на первом основном парашюте (диаметр 15 м) сразу после извлечения из контейнера – еще до того, как он испытал максимальную нагрузку – было зафиксировано несколько продольных разрывов. На 35-метровом парашюте второго этапа также был зафиксирован один разрыв, и он тоже образовался до достижения пиковой нагрузки.

В ходе испытаний была собрана информация с GPS-передатчиков, акселерометров, датчиков угловых скоростей, магнитометров и барометров. Кроме того, велась видеосъемка процесса раскрытия парашютов. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что оба основных парашюта, несмотря на разрывы, обеспечили атмосферное торможение в заданных пределах. Общее время снижения и посадки также оказалось близким к расчетному.

На поиски первого парашюта, который пролетел около 100 км над Землей после разделения, ушло несколько дней, но второй парашют был найден сразу. Специалисты внимательно изучат ткань, чтобы определить причины разрывов.

Разработчики планируют усовершенствовать процедуру извлечения парашютов из контейнеров, чтобы сделать ее более аккуратной. Возможно, будет изменена схема укладки парашюта. Наконец, будет усилена сама ткань, чтобы гарантировать, что разрывы, даже если они образуются в ходе работы, не расширялись и не расползались.

Ранее предполагалось, что финальное испытание парашютной системы состоится в конце 2019 года. Однако из-за проблем, выявленных в мае, в план пришлось добавить еще одно испытание, которое, вероятно, состоится в конце лета.

Ссылка: esa.int