В ноябре 2022 года состоялся первый испытательный пуск американской сверхтяжелой ракеты SLS, которая отправила в полет вокруг Луны корабль «Орион». Этот испытательный полет стал первой миссией по лунной пилотируемой программе «Артемида». Вместе с кораблем ракета SLS в качестве попутной нагрузки доставила в космос 10 малых спутников. Предполагалось, что эти аппараты продемонстрируют возможность использования дешевых кубсатов для лунных исследовательских миссий. Однако результат эксперимента оказались не очень радужным.

Больше половины спутников, запущенных на SLS, не смогли выполнить свою миссию. Опасения на этот счет высказывались еще до запуска и были связаны с многочисленными переносами старта SLS. С весны до ноября 2021 года микроспутники оставались закрепленными на ракете без возможности проводить их обслуживание, что не могло не сказаться на их работоспособности.

Одним из наиболее интересных спутников, запущенных на SLS, был 6U-кубсат LunaH-Map. Он должен был выйти на полярную орбиту Луны с прохождением перицентра над ее южным полюсом. Спутник был оборудован нейтронным спектрометром, способным с такой орбиты картировать отложения водяного льда с достаточно высоким разрешением.

LunaH-Map оборудован ионной двигательной установкой, которая в качестве топливе использует йод. Двигатель BIT-3 должен был сформировать рабочую орбиту спутника, однако он оказался неработоспособным. 1 мая Крейг Хардгроув, руководитель научной программы LunaH-Map в Университете Аризоны, сказал, что проблема с двигателем не стала неожиданностью: инженеры предупреждали НАСА, что двигательная установка спутника не рассчитана на задержку запуска дольше, чем 4-5 месяцев. По мнению специалистов, йод во время длительного простоя испарялся и попадал в клапаны топливной системы, один из которых, в итоге, и отказал.

После запуска инженеры предпринимали попытки решить проблему, нагревая застрявший клапан, однако до сих пор добиться успеха не удалось. По словам Хардгроува, если до конца мая восстановить работоспособность двигателя не удастся, то миссию придется признать неудачной.

В этом месяце будет предпринята попытка нагреть всю двигательную установку целиком, чтобы увеличить испарение йода и повысить давление в системе. Это рискованно, потому что может привести не только к переключению клапана, но и к катастрофической аварии. Однако иного выбора у руководства миссии просто не осталось.

Отмечается, что все остальные системы и научные инструменты спутника работают нормально. LunaH-Map смог испытать свой нейтронный детектор в ноябре прошлого года во время пролета у Луны, хотя расстояние до ее поверхности было слишком большим, чтобы получить какие-то ценные данные.

LunaH-Map показал не худший результат из кубсатов НАСА, запущенных на SLS. Так, разработанный Летно-космическим центром НАСА им. Маршалла и Лабораторией реактивного движения НАСА 6U-кубсат NEA Scout вообще не вышел на связь. В его задачу входил полет к астероиду при помощи солнечного паруса.