В журнале Science было опубликована статья, посвященная анализу нескольких образцов, найденных на дне кратера Езеро на Марсе. В этом регионе планеты с февраля 2020 года работает марсоход Perseverance. Образцы, заинтересовавшие ученых, имеют следы того, что они формировались в условиях активного взаимодействия между горными породами и жидкой водой. Также в них присутствуют органические соединения.

Ученые напоминают, что наличие органических соединений на Марсе не является прямым свидетельством жизни, поскольку зачастую подобные химические вещества образуются в результате небиологических процессов. Свет на происхождение марсианской органики сможет пролить изучение образцов грунта после их доставки на Землю. Если миссия Mar Sample Return пройдет по плану, то это произойдет в начале следующего десятилетия.

Perseverance в прошлом уже находил органические соединения около края кратера Езеро в дельте, т. е. в том месте, где древняя река впадала в озеро, находящееся в кратере. Этот регион вызывает особый интерес у ученых. В дельте поток воды в реке замедляется, что приводит к отложению разнообразного материала, захваченного потоком выше по течению. Поэтому в дельтах рек сохраняются мощные разнообразные осадочные породы, и, если на древнем Марсе существовала жизнь, отложения дельты с высокой вероятностью должны были содержать микроорганизмы.

Место посадки марсохода выбиралось с учетом критериев безопасности, и тот регион кратера, куда приземлился Perseverance, был для ученых загадкой. Они предполагали, что на дне древнего озера будет много осадочных пород, однако после приземления марсоход нашел только магматические и метаморфические породы, испытывавшие значительные контакт с водой.

Найденные в Езеро минералы, такие как карбонаты и соли, требуют, чтобы вода циркулировала в магматических породах. В ходе этого процесса вода прорезает породы и откладывает в трещинах и пустотах растворенные минералы. В некоторых из подобных трещин Perseverance обнаружил следы органики.

Возможные органические соединения в породах кратера Езеро были обнаружены при помощи прибора SHERLOC – ультрафиолетового рамановского спектрометра, предназначенного для поиска и изучения органических и других химических веществ.