15 ноября НАСА объявило, что контракт с компанией SpaceX на разработку пилотируемого лунного взлетно-посадочного комплекса был скорректирован. В него была добавлена «опция B», предусматривающая создание модернизированной версии лунного «Старшипа» для второй высадки на Луну. На эти цели SpaceX будет выделено 1,15 млрд долларов в дополнение к тем $2,9 млрд, которые компания получит за создание первого «Старшипа».

Высадка людей на Луну – один из ключевых этапов американской лунной программы «Артемида». Первая миссия по этой программе стартовала на этой неделе вместе с запуском первого беспилотного корабля «Орион» на орбиту Луны на сверхтяжелой ракете SLS. В 2024 году в рамках миссии «Артемида-2» этот путь будет повторен с астронавтами на борту «Ориона». И целью экспедиции «Артемида-3», которая состоится не ранее 2025 года, станет высадка двух человек на Луну.

Первоначально НАСА планировало разбить разработку лунных посадочных аппаратов на два этапа. Сначала подрядчик – а точнее, два подрядчика – должны были создать простой одноразовый аппарат для первого этапа полетов на Луну. На втором этапе «устойчивого присутствия в окололунному пространстве» НАСА надеялось получить более продвинутый многоразовый посадочный аппарат, который можно было бы перезаправлять топливом на окололунной станции Gateway.

Впоследствии из-за нехватки финансирования планы НАСА были скорректированы. В апреле 2021 года единственный контракт на разработку лунного посадочного комплекса достался компании SpaceX, которая предложила для этих целей создать особую модификацию сверхтяжелой системы «Старшип».

Впервые НАСА объявило о том, что готово начать финансирование разработки второй версии лунного посадочного аппарата для этапа «устойчивого присутствия» в марте 2022 года. Формально, компания SpaceX не могла претендовать на этот контракт, но НАСА объявило, что может модифицировать уже существующий контракт с компанией, расширив его и увеличив финансирование.

Согласно новым условиям контракта, SpaceX создаст улучшенную версию «Старшипа» для миссии «Артемида-4». От первой версии этот корабль будет отличаться увеличенной продолжительностью работы на Луне и тем, что сможет доставить на спутник Земли больше астронавтов.

В настоящее время SpaceX продолжает подготовку к первому орбитальному полету Starship. 14 ноября были проведены статические огневые испытания первой ступени Super Heavy, во время которых одновременно были включены 14 из 33 двигателей Raptor, что стало рекордом. Теоретически, попытка орбитального запуска может состояться в начале декабря, однако для этого, помимо завершения огневых испытаний, необходимо также получить лицензию на космический пуск от Федерального управления гражданской авиации США.