Космическая обсерватория им. Вебба – новая флагманская астрономическая миссия НАСА. Ученые надеются, что Вебб сделает снимки ранних галактик, сформировавшиеся вскоре после Большого взрыва, и ближайших к нам экзопланет. Космический аппарат был запущен в декабре 2021 года и сейчас готовится к началу научной работы.

7 апреля прибор Webb Mid-Infrared Instrument (MIRI), один из четырех основных инфракрасных спектрометров телескопа, достиг своей рабочей температуры ниже 7 К. На первом этапе он, вместе с другими инструментами, охладился до 90 К в тени большого солнцезащитного экрана. Однако для снижения температуры ниже 7 кельвинов потребовался специальный электрический охладитель.

На прошлой неделе процесс охлаждения прошел самый сложный этап, при котором температура прибора снизилась с 15 К до 6,4 К. Специалисты подтвердили, что операция была выполнена успешно, и система охлаждения сработала даже лучше, чем ожидалось.

Низкая температура необходима инструментам Вебба, потому что все четыре прибора работают в инфракрасном диапазоне, в котором излучают все нагретые объекты, включая и собственную электронику, и оптику космического аппарата. Охлаждение детекторов четырех инструментов и окружающего оборудования подавило это инфракрасное излучение. MIRI фиксирует более длинные инфракрасные волны, чем три другие детектора, а значит, он должен быть охлажден сильнее других.

Еще одна причина, по которой спектрометры Вебба должны быть холодными – это темновые токи, т. е. токи, создаваемые вибрацией атомов в фоточувствительных детекторах. Темновой ток зашумляет изображение и заглушает сигнал от далеких галактик, которые астрономы хотят найти. Снижая температуру детектора, мы замедляем атомы в нем и уменьшаем темновой ток.

После того, как MIRI достиг температуры 6,4 К, специалисты приступили к программе испытаний прибора, чтобы убедиться, что он работает должным образом. После этого он проведет испытательную съемку звезд и других известных объектов вместе с остальными детекторами. Эти фотографии будут использованы для калибровки телескопа.

Ожидается, что первые научные изображения с Вебба появятся этим летом.