9 ноября НАСА сделало ожидаемое заявление о переносе сроков высадки на Луну с 2024 на 2025 год. Первоначальная дата, официально объявленная в 2019 году, всегда считалась нереалистичной, и перенос был лишь вопросом времени. Однако в свежем отчете Управления генерального инспектора НАСА, который был опубликован 15 ноября, говорится, что даже скорректированные планы космического агентства остаются слишком оптимистичными.

С точки зрения аналитиков, самым слабым местом программы «Артемида» является лунный посадочный аппарат Starship компании SpaceX. «Мы выяснили, что расписание программы разработки [лунной взлетно-посадочной системы] HLS являются нереалистичными по сравнению с другими большими пилотируемыми программами НАСА», – говорится в отчете. – «В частности, в последние 15 лет пилотируемым проектам требовалось в среднем 8,5 лет от заключения контракта до первого операционного полета, а программа HSL пытается добиться этого в два раза быстрее».

Управление генерального инспектора оценивает вероятные задержки в расписании лунной программы в 3-4 года. Другими словами, даже если разработка и постройка ракет-носителей SLS и кораблей Orion, которые в прошлом были основным фактором задержек, в дальнейшем будет идти по графику, то высадка на Луну вряд ли состоится раньше 2028-2029 года.

Анализ проводился до того, как НАСА перенесло миссию «Артемида-1», т. е. беспилотный полет Orion вокруг Луны, с конца 2021 на февраль 2022 года. Однако эксперты и с этой датой не согласны. Они считают, что старт состоится не раньше весны, а скорее – летом следующего года.

Управление генерального инспектора недовольно подходом НАСА к оценке расходов на программу SLS/Orion, причем это происходит не в первый раз. По мнению аналитиков, в свои отчеты космическое агентство не включает расходы на программу по всем дирекциям. В прошлом году в аналогичном отчете утверждалось, что НАСА вынесло из оценки расходов по программе SLS финансирование твердотопливных боковых ускорителей и двигателей RS-25 суммарно на $1 млрд. Это было сделано для того, чтобы избежать внешней проверки, которая необходима при превышении первоначально заявленных расходов на 30%.

Сейчас эксперты в Управлении генерального инспектора оценили стоимость одной экспедиции к Луне в чуть менее чем $4,1 млрд. Из этой суммы $1,3 млрд приходится на космический корабль Orion (в т. ч. $300 млн стоит Европейский служебный модуль ESM, который НАСА отрабатывает бартерной сделкой с ЕКА). Еще $2,2 млрд стоит ракета-носитель SLS, а оставшиеся $0,6 млн затрат приходятся на обслуживание наземной инфраструктуры.

Учитывая, что такая стоимость уходит далеко за пределы разумной, управление предложило НАСА рассмотреть возможность отказа от SLS/Orion или только от ракеты SLS в пользу более дешевых альтернатив. «В близкой перспективе SLS является единственной ракетой, способной запустить 27-тонный «Орион» на лунную орбиту. Однако через 5-7 лет могут появиться доступные коммерческие альтернативы». – говорится в отчете. В качестве примеров там приводятся Starship компании SpaceX и New Glenn от Blue Origin.

Пока что эти призывы не находят понимания у НАСА. Агентство считает, что система SLS/Orion останется единственным средством для пилотируемых полетов на орбиту Луны. Об этом заявлял помощник директора НАСА по разработки пилотируемых систем Джим Фри 9 ноября, а еще ранее о безальтернативности SLS/Orion говорил глава НАСА Билл Нельсон.