На площадке Бока-Чика компании SpaceX в Техасе инженеры и рабочие готовятся к первому орбитальному пуску многоразовой системы Starship. 17 ноября Илон Маск выступил на панели по космическим исследованиям и панели по физике и астрономии Национальной академии наук и рассказал о ближайших планах по подготовке системы к первому полету. По мнению Илона Маска, он может состояться уже в январе или феврале следующего года. Теоретическая возможность запуска в этому году закрылась из-за отсутствия разрешения от Федерального управления гражданской авиации США (FAA).

Starship – перспективная ракетно-космическая система компании SpaceX – состоит из двух ступеней. Super Heavy похожа на увеличенную до 9-метрового диаметра первую ступень ракеты Falcon 9. После отделения она возвращается к старту и выполняет вертикальную посадку. Вторая ступень Starship одновременно является и космическим кораблем. При возвращении с орбиты она должна будет тормозить и маневрировать в атмосфере при помощи собственного корпуса и подвижных крыльев. При подлете к старту Starship разворачивается при помощи двигателей и тоже выполняет вертикальную посадку. Обе ступени будут оборудованы кислородно-метановыми двигателями Raptor.

Основным бюрократическим препятствием на пути к первому полету Starship остается экологическое заключение по космодрому в Бока-Чика. Проект заключения, написанного по итогам консультаций с федеральными агентствами и властями Техаса, был опубликован в сентябре. После этого в течение осени дважды состоялись общественные слушания.

В понедельник 15 ноября FAA сообщило, что планирует опубликовать итоговый вариант экологического заключения 31 декабря. Этот документ является необходимым для последующей выдачи лицензии на орбитальный полет (за лицензирование также отвечает FAA). Если итоговое заключение будет положительным, то при оптимистичном развитии событий, разрешение на полет будет получено уже в январе.

Чтобы пуск состоялся в указанный срок, одного только решения юридических проблем недостаточно: Super Heavy и Starship должны быть физически готовы к полету. К настоящему моменту обе ступени построены. На Starship был установлен теплозащитный экран из термоплитки, и 12 ноября он успешно прошел огневые испытания, одновременно включив все шесть двигателей Raptor.

По словам Маска, строители планируют закончить работы на стартовом столе и башне обслуживания в Бока-Чика до конца текущего месяца. Последним необходимым этапом перед пуском станут статические огневые испытания первой ступени ракеты, т. е. ускорителя Super Heavy, с одновременным включением 29 двигателей. Маск надеется, что эти испытания состоятся в декабре.

В своем выступлении 17 ноября основатель SpaceX постарался занизить ожидания от первого полета, отметив, что не считает успешный выход на орбиту вероятным сценарием. Однако специалисты компании рассчитывают в ходе испытаний собрать большой объем полезных данных. Кроме этого, Маск отметил уже достигнутый прогресс в создании крупномасштабного производства обеих ступеней ракеты.

Первый орбитальный полет имеет два цели. SpaceX хочет отработать общую последовательность запуска на орбиту и торможение Starship в атмосфере Земли. Super Heavy после отделения не вернется к месту старта, а упадет в воды Мексиканского залива. Если Starship достигнет орбиты, то, выполнив виток вокруг Земли, он затормозит и проведет все этапы посадки, но в итоге затонет в Тихом океане.

В 2022 году Маск надеется провести «до дюжины запусков» и к следующему декабрю завершить программу испытаний, чтобы уже в 2023 году начать доставку на орбиту реальных грузов. В перспективе, с учетом повторного использования обеих ступеней, Starship должен стать дешевле Falcon 9, т. е. один его полет должен стоить в пределах приблизительно $30 млн.

При производстве новых ракет Super Heavy/Starship основным «узким местом» является скорость сборки двигателей Raptor, поскольку для одной Super Heavy требуется сразу 33 штуки (на первом экземпляре двигателей всего 29, т. к. он является одноразовым). При этом, SpaceX уже начала разработку новой модификацией этих двигателей – Raptor 2. Их тяга вырастет с нынешних 185 тс до приблизительно 240 тс. Однако и на этих двигателях SpaceX не остановится. Как написал Маск в своем твиттере, для того, чтобы сделать человечество по-настоящему многопланетным видом, потребуется создать новые двигатели с нуля. И они будут называться не «Рапторами».

Ссылка: spaceflightnow.com