Летом 2020 года свои исследовательские миссии к Марсу запустили три страны – Китай, ОАЭ и США. В ближайшие дни на орбиту соседней планеты должны выйти первые две из них. На следующей неделе состоится посадка американского марсохода.

Прибытие арабского спутника Hope (или «Аль-Амаль», или «Надежда») ожидается во вторник 9 февраля около 18:28-18:41 мск. Космический аппарат включит свою двигательную установку на 27 минут, чтобы затормозить и выйти на орбиту Марса. На выполнение этого маневра потребуется приблизительно половина всех запасов топлива. После успешного торможения спутник должен оказаться на орбите 1 x 49,38 тысяч км с периодом обращения 40 часов.

Сейчас Hope находится на корректной траектории и полностью исправен.

На Hope находится три научных инструмента. Первый из них – цветная камера EXI (Emirates eXploration Imager, Эмиратская исследовательская фотокамера), разработчиками которой заявлены Колорадский университет и Космический центр бин Рашида. Кроме обычной камеры, космический аппарат несет инфракрасный и ультрафиолетовый спектрометры. Они так и называются: EMIRS, Эмиратский инфракрасный спектрометр, и EMUS, Эмиратский ультрафиолетовый спектрометр. Эти два инструмента были созданы Колорадским университетом, Государственным университетом Аризоны и Университетом Калифорнии в Беркли (при участии ученых из ОАЭ).

Миссия Hope была полностью профинансирована ОАЭ и позиционируется как первая космическая исследовательская миссия арабского мира. Космический аппарат был разработан в Космическом центре им. Мухаммеда бин Рашида, который был создан в 2015 году для реализации этого проекта, в партнерстве с Университетом Колорадо в Боулдере (штат Колорадо, США). Можно предполагать, что основную работу по проектированию и постройке космического аппарата выполнили именно американские специалисты. За основу Hope был взят марсианский спутник MAVEN разработки того же Университета Колорадо.

В среду 10 февраля днем (около 15:00 мск) к Марсу прибудет китайская исследовательская миссия «Тяньвэнь-1» (Tianwen-1). Эту миссию можно считать гораздо более амбициозной. Она включает спутник, который будет исследовать планету с орбиты, а также посадочную платформу с 240-килограммовым марсоходом.

На первом китайском марсианском спутнике будет установлено семь научных инструментов. Среди них – камера среднего разрешения, делающая снимки в видимом диапазоне. Она сможет делать снимки разрешением менее 100 м на пиксель с высоты 400 км. Второй инструмент – камера высокого разрешения (до 2,5 м на пиксель в многоцветном режиме и до 10 м на пиксель в панхроматическом). Подповерхностный радар будет работать на частотах 10-20 МГц и 30-50 МГц сможет зондировать грунт на глубину до 100 м (до 1000 км в районе ледяных шапок на полюсах) с разрешением 1 м. Также на спутнике установлены инфракрасный спектрометр для определения минералогического состава пород на поверхности и магнитометр. Оставшиеся два инструмента предназначены для изучения атмосферы и космической среды: это анализатор ионов и нейтральных частиц и детектор заряженных частиц.

По плану, три месяца у спутника уйдет на детальную съемку равнины Утопия – региона Марса, выбранного для посадки регионе. Посадочная платформа отделится от спутника и выполнит посадку на поверхность планеты в мае 2021 года.

Еще год назад предполагалось, что в 2021 году к Марсу прилетят четыре исследовательские миссии. Компанию американскому марсоходу Perseverance должна была составить российско-европейская миссия «Экзомарс» с изготовленной в России посадочной платформой и европейским марсоходом «Розалинд Франклин». К сожалению, она была перенесена на два года из-за задержек с европейской стороны: к запуску не были готовы большой посадочный парашют, бортовой компьютер и солнечные батареи марсохода.