В четверг 4 февраля американское космическое агентство объявило о том, что выбрало компанию Firefly Aerospace для доставки на поверхность Луны еще одной автоматической станции. Контракт заключен в рамках программы CLPS (Commercial Lunar Payload Services). Эта программа позволяет НАСА оплачивать запуски частных лунных посадочных станций, на которых будут размещены приборы для научных и технологических экспериментов, предоставленные НАСА.

Firefly Aerospace должна будет осуществить посадку своего лунного аппарата в 2023 году в море Кризисов, которое расположено вблизи экватора на видимой стороне Луны. Стоимость контракта составляет $93,3 млн.

На станции будет установлено 10 приборов общей массой 94 кг. В этот список входят магнитотеллурический эхолот для определения структуры и состава мантии Луны, отработочный образец радиационно-стойкого компьютера и экспериментальный лунный приемник спутникового сигнала GPS. Стереокамеры захватят видеозапись того, как пыль понимается и затем осаждается при посадке лунного модуля. Также на нем будет бур для измерения температурных условий на глубине 2-3 м, лазерный отражатель и другие инструменты.

Firefly Aerospace – компания украинско-американского бизнесмена Макса Полякова, основным проектом которой является ракета сверхлегкого класса Firefly Alpha. Посадочный аппарат компании Firefly получил название Blue Ghost – «Синий призрак» – в честь редкого вида светлячков. Его грузоподъемность составит около 150 кг, что превышает массу приборов НАСА и позволит Firefly найти дополнительных заказчиков помимо государства. В июле 2019 года Firefly приобрела лицензию на использование технологий израильского лунного посадочного аппарата «Берешит» (Beresheet), однако предполагается, что гораздо более тяжелый Blue Ghost будет создан с нуля.

Ракета-носитель для запуска Blue Ghost пока не определена.

Первые контракты по программе CLPS в 2019 году получили компании Astrobotic и Intuitive Machines. Запуск их посадочных аппаратов запланирован на осень этого года (хотя в случае Astrobotic сроки зависят от готовности ракеты «Вулкан» компании ULA). В 2022 году Intuitive Machines запустит еще одну миссию, а в 2023 году Astrobotic должна будет доставить на спутник Земли тяжелый луноход VIPER.

В 2020 году еще один контракт получила компания Masten Space Systems. Она планирует запустить свою посадочную станцию на южный полюс Луны в 2022 году.

Ссылка: .nasa.gov