25 ноября в Москве состоялось заседание Совета РАН по космосу. Такие заседания проводятся несколько раз в год для обсуждения различных исследований, связанных с изучением или использованием космического пространства. Совет обладает правом рекомендовать организациям, подотчетным РАН, заняться исследованиями в каких-либо направлениях.

В среду на заседании Совета выступил заместитель гендиректора РКК «Энергия», бывший космонавт, член-корреспондент РАН Владимир Алексеевич Соловьев. В своем докладе он заявил: «До 2025 года Россия имеет обязательства участия в программе Международной космической станции. Уже сейчас есть ряд элементов, которые серьезно затронуты повреждениями и выходят из эксплуатации. Многие из них не подлежат замене. После 2025 года мы прогнозируем лавинообразный выход из строя многочисленных элементов на борту МКС. По оценкам РКК «Энергия», траты на дальнейшее финансирование, которые оцениваются в 10-15 млрд. рублей, слишком велики». Далее Соловьев предложил не продлевать работу МКС после 2024 года, вместо этого сосредоточив ресурсы на постройке национальной станции.

Описанная Соловьевым российская орбитальная служебная станция (РОСС) является развитием старых идей РКК «Энергия» практически без изменений. В ее основе – научно-энергетический модуль с пристыкованным к нему узловым модулем, к которому уже стыкуются все остальные модули подобно тому, как они стыковались к базовому модулю станции «Мир». РОСС должна стать посещаемой низкоорбитальной станцией открытой архитектуры, которая позволит поддерживать ее на орбите бесконечно долго путем замены отработавших модулей не новые.

И даже список задач у РОСС не изменился по сравнению с ее предшественниками: «Энергия» предлагает использовать пилотируемую станцию для дистанционного зондирования Земли, обслуживания спутников и лабораторных экспериментов.

Доклад Соловьева вызвал много шума в СМИ, за которым последовала реакция Роскосмоса и самой РКК «Энергия». Так, в комментарии ТАСС Соловьев заявил, что пока что речи о прекращении использования МКС после 2025 года не идет, а доклад на заседании Совета РАН по космосу носил «информационный характер». Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин отметил, что списывать МКС еще рано, и подтвердил намерения отправить к станции новый модуль «Наука» в следующем году. При этом госкорпорация отмечает, что Научно-технический совет Роскосмоса рассмотрит предложение РКК «Энергия».

Продление работы МКС происходило уже дважды: срок работы станции был расширен за пределы 2015, а затем и 2020 года. Для того, чтобы эксплуатация станции продолжилась после 2024 года, необходим консенсус Роскосмоса и НАСА. До сих пор споров по этому поводу между двумя агентствами не возникало.

Российская космическая отрасль сильно изменилась за последние 10 лет. Сейчас, будучи госкорпорацией, Роскосмос напрямую контролирует все крупные предприятия космической отрасли. Во времена Федерального космического агентства многие предприятия были автономны, и особняком стояла РКК «Энергия» – бывшее ОКБ-1 Сергея Королева, которое до сих пор отвечает за всю пилотируемую программу России и обладает контрактом на эксплуатацию МКС. В прошлом «Энергия» не подчинялась Роскосмосу: она нередко открыто противоречила ему и пыталась навязывать собственную программу развития отрасли.

Сейчас контрольный пакет акций РКК «Энрегия» находится в руках Роскосмоса, но это не лишило ее собственных корпоративных интересов. Сейчас в разработке «Энергии» находится научно-энергетический модуль для МКС, который должен быть готов к запуску в 2024 году. Несомненно, «Энергия» предпочла бы бы запустить модуль не к МКС, а уже к отдельной национальной станции. Это позволило бы сдвинуть сроки запуска модуля «вправо», а заодно получить дополнительное финансирование как на изменение проекта НЭМ, так и на новые модули для новой станции. И доклад Соловьева можно воспринимать именно как попытку со стороны «Энергии» навязать Роскосмосу свое видение перспектив пилотируемой программы. Ведь теперь, если Роскосмос захочет продлить работу МКС, ему придется объяснить, как это сочетается с заявлениями Соловьева на заседании совета РАН.

Формально решение о возможности сохранить МКС будет приниматься на основании анализа состояния станции, который проводит «Энергия». Если последняя сочтет продолжение эксплуатации МКС небезопасным, то сохранить станцию не получится. Однако в условиях подконтрольности «Энергии» Роскосмосу не стоит ожидать того, что она выдаст нежелательное для госкорпорации заключение.

Следует также учитывать, что Рогозин никогда не испытывал особой любви к Международной космической станции и предлагал отказаться от нее в пользу национальной станции еще в 2014 году. У РКК «Энрегия» вполне есть шансы убедить его в перспективах РОСС. Но одного желания вряд ли будет достаточно. На стороне МКС играет и позиция НАСА, и проблемы с поиском финансирования новой станции, и даже просто необходимость активных действий (тогда как для сохранения МКС от Роскосмоса требуется лишь «плыть по течению»).

Полностью исключать возможность отказа России от использования МКС в 2024 году нельзя, однако пока что такой шаг выглядит слишком радикальным и смелым для Роскосмоса. Ситуация прояснится в 2021 году, когда начнутся международные переговоры о возможном продлении срока службы МКС.

Космическая лента

Обсудить