На Земле только что завершился сентябрь, а вместе с ним – третий квартал 2020 года. C января с космодрома Восточный в России не состоялось ни одного пуска. Более того: в последний раз ракета «Союз-2.1б» стартовала оттуда 5 июля 2019 года, т. е. более года назад. Это неплохой повод присоединиться к старой и вялотекущей дискуссии о том, нужен ли вообще России Восточный, а если даже нужен – то зачем.

С советских времен основным местом космических запусков для России остается космодром Байконур, расположенный в Казахстане. Он находится южнее Восточного, соединен с центральной частью России железнодорожными путями, по которым можно доставлять даже достаточно большие ракеты-носители, такие как «Протон-М» диаметром 4,1 м.

Решение уходить с Байконура возникло не сразу, и оно вызвано почти исключительно политическими причинами. После распада СССР главный космодром страны оказался на территории независимого государства. И при планировании перспективной космической программы перед Россией встал вопрос: стоит ли вкладывать средства в создание новой космической инфраструктуры за пределами страны? Возможно, этот вопрос получил бы положительный ответ, если бы Роскосмос не испытывал неудобств от изменившегося политического статуса Байконура, но это не так. Казахстан усложнял согласование полей падения, ограничивал количество пусков тяжелых ракет-носителей «Протон» и поднимал плату за эксплуатацию космодрома. Сейчас не многие вспомнят, но даже продление аренды Байконура на последующие 50 лет проходило отнюдь не гладко.

Результатом этих проблем стало решение строить новые стартовые комплексы для перспективных ракет уже на территории России. Но и тут взгляд не сразу упал на Амурскую область. Помимо нее, рассматривалось Приморье и даже варианты в европейской части страны. В конце концов, было принято решение построить новый космодром на месте старого – «Свободного».

В СМИ можно найти много статей о том, что место для строительства Восточного выбрано неправильно. Действительно, Амурская область не имеет развитой инфраструктуры, находится не очень близко к транспортным путям (так, при доставке ракетных блоков по железной дороге, их диаметр будет ограничен 3,4 м). В случае нештатной ситуации с пилотируемым кораблем, он может упасть в очень суровое Охотское море, в котором у Роскосмоса нет спасательного флота.

Однако следует помнить, что у всех рассмотренных районов были свои недостатки. Европейская часть страны густо населена, Приморье является сейсмически активным районом, другие площадки располагались севернее, что снижало бы грузоподъемность ракет. Это не обязательно значит, что место было выбрано правильно, но этот выбор является дискуссионным вопросом, требующим большого отдельного анализа. Простого ответа на него нет.

Планы на космодром Восточный постоянно менялись. Изначально предполагалось, что там будет построен стартовый комплекс для ракет-носителей «Русь-М», но их разработка задерживалась и впоследствии была отменена. В конце концов, было решено на первой очереди строительства возвести инфраструктуру для старой ракеты «Союз-2», а затем построить старт для новой «Ангары». Стройка началась в 2007 году. По графику, первый пуск с Восточного должен был состояться в конце 2015 года.

Все последующие годы строительство космодрома сопровождалось коррупционными скандалами, которые следовали один за другим. Триггером стали претензии к основному подрядчику Роскосмоса, Дальспецстрою – дальневосточному подразделению Спецстроя России. Он пережил быструю смену нескольких руководителей, в результате чего в делах компании возник беспорядок. Она перестала вовремя рассчитываться с подрядчиками, а те – со своими рабочими. В 2017 году Дальспецстрой был ликвидирован.

Есть вопросы и к Роскосмосу. Созданный на его предприятиях проект космодрома оказался очень дорогим. Например, если говорить о второй очереди строительства, т. е. стартовом комплексе для ракет «Ангара», то смета на него во много раз превышает стоимость китайского космодрома Вэньчан, предназначенного для пусков аналогичных «Ангаре-А5» ракет тяжелого класса «Великий поход-5». Более того, на китайских ракетах в качестве топлива используется пара жидкий кислород-жидкий водород, что, в теории, должно существенно удорожать инфраструктуру по сравнению с парой жидкий кислород-керосин.

Первый старт с Восточного состоялся 28 апреля 2016 года, т. е. с задержкой около четырех месяцев по сравнению с первоначально утвержденным в 2007 году графиком. Это можно было бы считать грандиозным успехом, но Роскосмос решил превратить первый старт ракеты с Восточного в шоу с участием президента, и, когда пуск пришлось перенести на сутки, это шоу обернулось пиар-катастрофой.

Для настолько масштабных и долговременных проектов задержку в четыре месяца действительно можно считать отличным результатом, но следует учитывать, что далеко не все объекты первой очереди строительства были сданы к апрелю 2016 года. Пуск проводился, выражаясь метафорически, «с колес», т. е. необходимые для обеспечения пуска объекты инфраструктуры были развернуты во временном виде.

Это тоже не было критической проблемой. При должных стимулах завершить стройку можно было к концу 2016 года. Однако отчитавшись перед руководством страны первым пуском, Роскосмос расслабился и потерял интерес к стройке. И даже сейчас, в 2020 году, многие объекты первой очереди до сих пор не сданы.

Отсутствие мотивации – это одна из основных причин того, почему работа на Восточном буксует. Политические причины создания космодрома никуда не делись. В 2019 году Минобороны России прекратило эксплуатацию ракет «Протон-М» и полностью ушло с Байконура, а при запусках с Плесецка «Ангара» не может полностью заменить «Протон». Рано или поздно старт для «Ангары» на Восточном станет для военных необходимостью.

Как показала практика, проблему транспортной труднодоступности Восточного можно решить. В 2020 году на Восточный был доставлен крупногабаритный стартовый стол для «Ангары» по Северному морскому пути, причем транспортировка не заняла много времени.

Однако пока что практической необходимости переводить запуски «Союзов» с Байконура на Восточный нет. Редкие пуски «Союзов» на него переносятся только ради того, чтобы избежать слишком длительных периодов простоя. Ситуация изменится только тогда, когда Минобороны почувствует необходимость обновлять свои геостационарные спутники. Но и тогда в большинстве случаев будет достаточно возможностей «Ангары» из Плесецка. А пока с запросами Минобороны вполне справляются «Союзы-2».

От затягивания сроков строительства второй очереди космодрома могло бы спасти пристальное внимание государства, но оно занято совсем другими проблемами.

И тем не менее, постепенно Роскосмос будет выводить свою деятельность с Байконура на Восточный, хотя этот процесс и может растянуться на многие годы. На Байконуре останутся только запуски по пилотируемой программе, а с окончанием работы МКС не станет и их.

Космическая лента

Обсудить