В веществе гейзеров Энцелада найдены молекулы водорода

Вся жизнь, которая существует на Земле, требует выполнения определенных минимальных условий. Это наличие жидкой воды, источника энергии для метаболизма и набора химических элементов: углерода, водорода, азота, кислорода, фосфора и серы. Конечно, происхождение жизни является открытым вопросом для науки, и на этот счет существуют различные точки зрения. Кто-то считает, что жизнь уникальна и возникла в результате исключительно редкого стечения обстоятельств. Другие утверждают, что жизнь со временем появляется везде, где есть для нее условия.

Межпланетная исследовательская станция «Кассини» (Cassini), работающая в системе Сатурна с 2004 года, 28 октября 2015 года пролетела вблизи спутника Энцелад через облако частиц, выброшенных гейзером из-под его поверхности. Химический анализ газа показал, что он на 98% состоит из молекул воды. Один процент приходится на водород, а оставшийся процент – на смесь других молекул, включая углекислый газ, метан и аммиак.

Ученые считают, гейзеры Энцелада выбрасывают в космос воду из глобального подповерхностного океана этого спутника. Источником водорода в океане может быть гидротермальная активность, происходящая в скальных породах океанического дна.

Благодаря этому открытию ученые получили важное подтверждение возможности существования жизни в подповерхностном океане Энцелада. Из необходимого «жизненного минимума» на Энцеладе не подтверждено существование только фосфора и серы. Однако, по мнению планетологов, дно океана на этом спутнике по составу должно быть схоже с метеоритами, которые содержат эти два элемента. Если они правы то, даже если на Энцеладе нет жизни, в его океане вполне могли бы существовать привнесенные извне микробы-метаногены, метаболизм которых основан на получении энергии из реакции водорода и растворенного в воде углекислого газа.

«Хотя мы и не можем зафиксировать жизнь, мы обнаружили там источник пищи для нее. Это как магазин конфет для микробов». – заявил Хантер Вэйт, ведущий автор исследования. Данная статья опубликована в журнале Science.

Телескоп Хаббл вновь зафиксировал выброс воды на Европе

Астрономы подтвердили, что в 2016 году космический телескоп Хаббл снял водяной гейзер, бьющий из поверхности спутника Юпитера Европы. Впервые о гейзерах на этом космическом теле заговорили в 2012 году, тоже после снимков Хаббла в ультрафиолетовом диапазоне. Прочитать об этом можно здесь. В 2013 году, однако, телескоп не смог найти никаких следов воды вблизи Европы, что заставило ученых сомневаться в существовании гейзеров. Наконец, специальная съемка 2016 года вновь позволила зафиксировать у спутника Юпитера воду, и теперь ученые могут подтвердить, что ее источник находится в той же точке на поверхности спутника, что и во время предыдущей съемки.

Гейзер возникает над регионом, в котором присутствуют глубокие трещины и разломы. Анализ термальной карты, составленной по данным зонда «Галилео», показывает, что этот регион находится внутри теплой температурной аномалии. На Энцеладе гейзерная активность тоже связана с более теплыми участками поверхности.

Гейзерная активность не обязательно означает наличие подповерхностного океана. Тем не менее, связь с теплыми участками поверхности косвенно свидетельствует в пользу этой версии. Вода может подниматься вверх к поверхности спутника благодаря перепаду температур.

Выброс вещества в 2016 году достиг высоты в 100 км над поверхностью Европы. Планетологи надеются, что новая межпланетная исследовательская станция Europa Clipper, которая будет запущена в 2022 году, сможет пролететь через вещество, выброшенное из гейзера Европы, и провести прямое исследование его состава.