Американское космическое агентство, несмотря на возникшую со сменой администрации США политическую неопределенность, продолжает развивать планы использования сверхтяжелой ракеты SLS и пилотируемого корабля Orion («Орион») в следующем десятилетии. Как и раньше, основной целью НАСА остается экспедиция на Марс, однако на 2020-е годы американцы ставят себе задачу научиться жить продолжительное время в дальнем космосе. В этом им должен помочь небольшой аванпост в окололунном пространстве – автономная посещаемая астронавтами платформа.

8 марта начальник управления пилотируемых операций и исследований НАСА Уильям Герстенмайер заявил, что агентство изучает идею запуска первых элементов такого аванпоста на ранних пусках ракеты SLS в качестве попутной нагрузки. Пока неизвестно, будет эта платформа размещаться на орбите Луны или в точке либрации системы Земля-Луна.

Разрабатываемый по заказу НАСА компанией Lockheed Martin космический корабль «Орион» будет способен совершить автономные полеты к Луне продолжительностью до 3 недель. Задача «окололунного аванпоста» – увеличить время пилотируемых экспедиций ка минимум до двух месяцев. «Орион» планируется использовать только для доставки астронавтов на эту станцию и затем обратно на Землю.

Посещаемая платформа будет состоять из жилых, грузовых и служебных модулей. По словам Герстенмайера, ее строительство может начаться во время второго и третьего полета SLS, известных как EM-2 (Exploration Mission 1) и EM-3, т. е. с первого полета 105-тонной версии этой ракеты SLS Block 1B. Она будет способна доставить к Луне до нескольких тонн груза в качестве дополнительной нагрузки в межступенчатом отсеке, соединяющем корабль «Орион» с верхней ступенью ракеты EUS (Exploration Upper Stage).

Согласно текущему расписанию НАСА, миссия EM-2 должна состояться в 2021-2023 году, и в этом полете на «Орионе» в космос впервые отправятся астронавты. Первый полет SLS/Orion в 2018 году будет беспилотный. Сейчас, однако, космическое агентство занято пересмотром программы. Специалисты изучают возможность запуска астронавтов в космос уже в первом полете, который, вероятно, будет перенесен на 2019 или даже 2020 год. В этом случае EM-2 состоится не раньше 2022 года.

Герстенмайер отмечает, что до начала эксплуатации ракеты-носителя и корабля остается мало времени, а потому уже в ближайшие месяцы будут четко определены цели и полезная нагрузка первых миссий, включая дополнительную нагрузку в виде оборудования для будущего окололунного аванпоста.

С 2016 года несколько частных компаний, отобранных по программе НАСА NextSTEP, ведут разработку небольших жилых модулей, способных работать в дальнем космосе. Orbital ATK предлагает создать модуль на основе грузового корабля Cygnus, Bigelow Aerospace – надувную конструкцию, а Lockheed Martin продемонстрировала макет бытового модуля для «Ориона», который может выводиться в космос одновременно с кораблем. Еще одну концепцию окололунного аванпоста разрабатывает Boeing.

Пока что в планах НАСА отсутствует высадка астронавтов на Луну.