В центре нашей галактики Млечный путь, как и в центрах других известных галактик, находится сверхмассивная черная дыра, вокруг которой вращается всё вещество в галактике. В 2010 году космический гамма-телескоп Ферми обнаружил сверху и снизу по оси черной дыры огромные пузыри газа массой в миллионы масс Солнца. Ученые считают, что они образовались, когда черная дыра поглотила большое скопление газа и пыли несколько миллионов лет назад.

«Мы впервые проследили движение сгустка холодного газа по одному из пузырей. Благодаря этому мы смогли составить карту скоростей газа и подсчитать, как давно образовались пузыри». – поясняет Ронгмон Бордолой из Массачусетского технологического института. – «Мы обнаружили, что примерно от 6 до 9 млн лет назад произошло очень сильное, высокоэнергетическое событие. Это могло быть крупное газопылевое облако, которое было поглощено черной дырой и выстрелило двумя струями вещества, сформировавшими два лепестка горячего газа, видимого в рентгеновском и гамма-диапазоне». С тех пор крупных поглощений вещества черной дырой не происходило.

Предыдущее исследование, также основанное на данных Хаббла, оценивало возраст «пузырей» в 2 млн лет.

В новом исследовании ультрафиолетовый спектрограф Хаббла наблюдал за 47 квазарами, свет от которых проходил через «верхний» пузырь над черной дырой. Скорость, состав и температура газа в пузыре отложили свой отпечаток на спектре проходящего через них света. Основываясь на новых собранных данных, астрономы полагают, что температура газа, через который прошел свет изучаемых квазаров, превышает 10 тысяч градусов Кельвина. Это значительно ниже, чем в целом в джетах, где температура достигает 10 миллионов градусов.

Сгусток относительно холодного газа движется со скоростью 3,2 км в час. В его составе обнаружены кремний и углерод. Края пузырей поднимается над плоскостью галактики на 23 тысячи световых лет.