Германское космическое агентство планирует разработать и испытать в условиях Антарктиды изолированную оранжерею с замкнутым циклом. В дальнейшем полученные технологии можно будет использовать для выращивания салата, зелени и огурцов на МКС, во время длительных космических перелетов и на лунной станции.

Проект по разработке космической оранжереи EDEN ISS начался в марте 2015 года. Участниками консорциума помимо DLR, т. е. космического агентства Германии, стали европейские университеты, компании Thales Alenia Space, Airbus D&S и партнеры из Канады.

Нужно отметить, что выделенное европейскими правительствами финансирование не предусматривает создание установки для испытаний в космосе. На первом этапе, который продлится до весны 2017 года, элементы установки будут тестироваться в лабораторных условиях. С декабря 2017 до декабря 2018 года специально построенная станция EDEN ISS будет функционировать на антарктической научной станции Ноймайер III.

Природные условия Антарктиды непригодны для существования живых растений. Температура воздуха зимой на южном полюсе падает до -30 градусов Цельсия, а Солнце не поднимается над горизонтом в течение нескольких месяцев. В теплице EDEN ISS будет поддерживаться собственное освещение, установлена система подачи воды и питательных веществ и даже обеспечены особые атмосферные условия.

Важным фактором роста растений является правильное водоснабжение. В полу контейнера оранжереи будут установлены большие баки для воды, которая будет отфильтровываться из растопленного льда и проходить очистку. Ученые планируют использовать для выращивания процедуру аэропоники, при которой вместо прямого полива посадок они будут с небольшим интервалом (5-10 минут) обрызгиваться водно-питательным раствором. Это позволит сэкономить массу установки, полностью отказавшись от почвы.

Воздушная среда в теплице будет максимально адаптирована к нуждам растений. Она будет искусственно обогащаться углекислым газом из специальных баллонов. Кроме того, в контейнере будет установлена система фильтров и система стерилизации воздуха ультрафиолетовым излучением для защиты от заражения вредными микробами и грибковыми спорами. Как и на космической станции, теплица будет использовать замкнутый воздушный контур. Обслуживающий ее ученый будет попадать внутрь через шлюз. Вся вода, кроме той, которую впитают растения, будет собираться из атмосферы и использоваться повторно.

Для освещения оранжереи планируется применить ультрафиолетовые и красные светодиоды с водяной системой охлаждения. Каждый светодиод будет управляться индивидуально компьютерной программой. Для имитации смены дня и ночи осветительная установка будет выключаться на 8 часов после каждых 16 часов работы.

Ссылка: www.dlr.de