С сентября 2014 года комета P67 Чурюмова-Герасименко детально изучается европейским космическим аппаратом «Розетта» (Rosetta) и спущенным с него малым зондом «Филы» (Philae). К удивлению ученых, на ее поверхности было обнаружено множество разнообразных деталей. Британский астроном Макс Уэллис из Университета Кардиффа со своими коллегами представил радикальное объяснение происхождения этих особенностей на встрече Королевского астрономического общества в Уэльсе 6 июля. По мнению ученых, некоторые детали рельефа кометы могут быть связаны с жизнедеятельностью микробов.

Комета P67 имеет неправильную «уткообразную» форму. Ее размеры составляют примерно 4,3 на 4,1 км. Предполагается, что она покрыта темной, почти черной корой, под которой находится лед. На фотографиях хорошо видны гладкие регионы «морей» и районы, испещренные ударными кратерами, а местами комета густо покрыта крупными и мелкими булыжниками. В кратерах обнаружены гладкие озера из перезамороженной воды, покрытые большим количеством обломочного материала. На гладких поверхностях встречаются параллельные асимметричные борозды, провоцирующие образование трещин в массиве льда.

Макс Уэллис и его коллеги заявляют, что эти особенности рельефа полностью согласуются с районами распространения смеси льда и органического вещества, которая накапливается при нагревании кометы во время ее сближений с Солнцем. Как известно, микроорганизмам требуются полости жидкой воды для жизни и размножения. Согласно модели, предложенной учеными, колонии микробов могут существовать в снегу и подповерхностных трещинах. Организмы с препятствующими замерзанию солями могут активизироваться при температурах от -40 градусов Цельсия. По данным наблюдений за испарением воды с кометы Чурюмова-Герасимено, такой температуры ее освещенные области достигли в сентябре прошлого года на расстоянии коло 500 млн км от Солнца. В момент прохождения на минимальном расстоянии от нашей звезды температура кометы будет существенно выше, что, теоретически, позволит микроорганизмам проявлять гораздо большую активность.

«Миссия «Розетта» уже доказала, что кометы не являются мертвыми холодными кусками льда. На них развиваются геологические процессы. Кометы могут быть даже более пригодными для жизни, чем арктические и антарктические регионы Земли». – говорит доктор Уэллис.

Конечно, предположения ученых о возможности существования жизни на кометах ничего не значат без каких-то подтверждающих наблюдений. Первым аргументом в пользу этого смелого предположения смогут стать инфракрасные снимки поверхности P67, сделанные космическим аппаратом «Розетта», если на них удастся обнаружить следы сложных органических молекул.