Отправка исследовательских аппаратов на другие планеты остается дорогостоящим занятием. Каждая исследовательская станция – уникальное изделие, на разработку которого уходят годы. Сейчас в Лаборатории реактивного движения НАСА прорабатывается концепция научных микрозондов, способных совершать посадку на Марс. Проект получил название MARSDROP. Существенным его преимуществом является возможность отправлять посадочные зонды в космос в качестве попутной нагрузки во время запуска больших исследовательских миссий.

Разработчики полагают, что пара микрозондов, которые будут добираться до Марса на борту основной исследовательской станции, увеличат стоимость миссии не более чем на 5%. При этом они позволят удвоить и даже утроить количество точек поверхности, изученных за одну миссию. Масса одного зонда не позволит вместить в него много научной нагрузки, но аппарат сможет изучать запыленность атмосферы и наличие в точке посадки основных ресурсов, что, как заявляется, пригодится при подготовке пилотируемой экспедиции. Благодаря использованию крыловидного парашюта и видеонавигации инженеры надеются увеличить точность посадки до десятков метров. Микрозонды можно будет сбрасывать в интересные для ученых, но пока еще не изученные регионы Марса – долину Маринера, область гейзерной активности в районе южного полюса, места предполагаемого появления сезонных водных потоков.

Сейчас команда разработчиков выбирает научные приборы, которые удастся вместить в микрозонд размером 30 см и массой около 1 кг. Для изучения поверхности и геологического строения необходимы фотокамеры и микроскопы, работающие в разных диапазонах излучения. Если удастся увеличить срок активной службы отдельных микрозондов до нескольких лет, они смогут работать в качестве единой сети по мониторингу погоды и сейсмической активности.

Успех проекта открыл бы дорогу для бюджетных исследований других тел Солнечной системы, имеющих атмосферу, таких как Венера и Титан. Впрочем, на данный момент остается много конструктивных проблем, которые разработчикам, в случае продолжения финансирования, только предстоит решить.

Ссылка: parabolicarc.com