В августе 2014 года различные СМИ опубликовали выдержки из проекта Федеральной космической программы (ФКП), который был составлен Роскосмосом и передан на утверждение в правительство. Этот документ очерчивает основные направления развития и объемы финансирования космонавтики на следующее десятилетие. Теперь, после окончания публикаций, можно попробовать разобраться, как видит будущее российской космонавтики новое руководство космического агентства.

По данным Интерфакса, всего Роскосмос запросил более 2,3 трлн рублей, что значительно больше бюджета ФКП на 2006-2015 годы (834 млрд рублей, не считая дополнительных источников). Таким образом, в случае утверждения документа, среднегодовой бюджет агентства с 2016 года должен составить не менее 230 млрд рублей или более 6 млрд долларов. Кроме того, необходимо учитывать, что часть финансирования Роскосмос получает в обход ФКП. На данный момент действуют две дополнительные целевые программы: ФЦП по развитию космодромов и ФЦП по поддержанию навигационной системы ГЛОНАСС. Таким образом, по объему финансирования Роскосмос выйдет на второе место в мире после НАСА. Впрочем, точные расходы Китая на космонавтику оценить сложно, а в проекте ФКП делается оговорка, что реальное финансирование будет определяться возможностями государственного бюджета.

Весь бюджет ФКА будет разделен на три части. На капитальные вложения в отрасль планируется израсходовать 110 млрд рублей, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 1493 млрд, а на «прочее» – еще 463 млрд. На что планируется израсходовать оставшиеся 300 млрд, не уточняется.

Прежде всего, необходимо выделить обязательные плановые расходы на содержание Международной космической станции. Хотя информация об этой статье расходов в новой программе не попала в СМИ, по текущей структуре бюджета Роскосмоса можно предположить, что на станцию будет потрачено не менее четверти триллиона рублей – конечно, если будет принято решение продлить ее эксплуатацию после 2020 года. Кроме того, не менее 100 млрд придется израсходовать на разработку, изготовление и запуск новых модулей МКС: МЛМ (многофункциональный лабораторный модуль), УМ (узловой модуль), НЭМ (научно-энергетический модуль). Если маленький УМ уже готов и ожидает запуска, то МЛМ нуждается в длительном и сложном ремонте, а НЭМ вообще находится на раннем этапе разработки.

Основные затраты Роскосмоса приходятся на создание средств выведения и развитие сети космических аппаратов прикладного назначения. Проект сверхтяжелой ракеты получит 214,6 млрд рублей (5,8 млрд долларов). Это значительная сумма. Для сравнения, НАСА планирует потратить на проект SLS 13 млрд долларов, хотя неофициальные оценки затрат достигают 35 млрд. Дополнительно Роскосмос будет в неизвестном объеме финансировать проект многоразовой ракетно-космической системы. Вторая крупная статья расходов – создание группировки из 20 спутников зондирования Земли (см. схему) за почти 360 млрд рублей. Еще 20 млрд рублей получат разработчики системы протвоастероидной защиты, которая должна включать в себя спутник для очистки геостационарной орбиты от космического мусора. Выделенных средств явно недостаточно на создание функционирующей системы обнаружения астероидов, не говоря уж о возможности устранять угрозы потенциально опасных объектов.

Суммарные объемы финансирования научно-исследовательской космонавтики не вызывают оптимизма. Всего до конца 2025 года планируется потратить на эту статью не менее 45 млрд рублей, т. е. годовые расходы составят от 4,5 млрд. Это очень мало по сравнению с другими космическими агентствами. Финансирование в первую очередь получат два научных аппарата «Бион-М» (6 млрд), российско-европейская миссия «Экзомарс» (5,6 млрд), вторая попытка доставить грунт с марсианского спутника Фобос «Бумеранг» (5 млрд) и лунные исследовательские станции (28,6 млрд на шесть АМС). Можно отметить, что средства выделены значительные, но, как и в случае со сверхтяжелой ракетой, по мировым меркам явно недостаточные для миссий такого уровня. К сожалению, не удалось найти информацию о финансировании программы космических обсерваторий линейки «Спектр». Первый аппарат, рентгеновский телескоп «Спектр-РГ», планируется запустить в начале 2016 года, однако основная часть расходов на его создание пришлась на ФКА 2006-2015. Кроме него ученые могут надеяться разве что на запуск «Спектра-М» с миллиметровым диапазоном изучения, но работу он начнет в лучшем случае в третьем десятилетии.

Расходы на перспективные работы по пилотируемой программе за вычетом бюджета МКС составят не менее 83 млрд рублей, причем основная часть суммы – 60 млрд – достанется разработчикам перспективного пилотируемого корабля ПТК НП. И вновь, значительные средства хоть и говорят о намерении развивать проект, предполагают значительную экономию. В частности, год назад тогдашний глава РКК «Энергия» Виталий Лопота оценил необходимые на разработку ПТК НП затраты в 200 млрд рублей. Возможно, именно с недофинансированием связан перенос начала летных испытаний корабля с 2018 на 2021 год.

Остальные работы по пилотируемым программам хотя и получили большую огласку в прессе, получат незначительное финансирование, достаточное только для первоначальных НИОКР или, в лучшем случае, для создания эскизных проектов. Так, на наземный прототип лунной базы планируется потратить 10,4 млрд. Эта сумма включает расходы на подготовку технических предложений по строительно-монтажным машинам для Луны. Еще 6 млрд будет израсходовано на создание прототипа лунного транспорта для космонавтов. Эскизный проект окололунной орбитальной станции получит всего 2,6 млрд начиная с 2020 года. На создание модуля-стапеля для сборки космических кораблей на орбите Земли в 2021-2022 годах будет выделено 3,6 млрд.

В целом предложенная Роскосмосом программа вызывает неоднозначное впечатление. С одной стороны, мы видим резкое увеличение финансирования и появление амбициозных проектов. С другой – стратегия агентства остается неясной. Крупные проекты кажутся недостаточно обоснованными, а реализация многих из них обещана уже на этапе следующей ФКП, т. е. после 2025 года. До этого срока значимых и интересных проектов Роскосмос нам обещает очень мало, причем первая исследовательская станция полетит к Луне не ранее 2019 года, а испытания ПТК НП начнутся уже в 2020-х годах.