20 августа в журнале Nature опубликована новая статья американских ученых. Она посвящена изучению пробы воды из подледного озера Уиллэнс на Антарктиде, расположенного под 800 метрами ледяной толщи. В пробе ученым удалось обнаружить различные виды микроорганизмов, большинство которых, по всей видимости, получает энергию от окружающих пород, а не от Солнца. Результаты исследования указывают на то, что в условиях холодных и темных подледных океанов на спутниках Юпитера, в теории, может существовать жизнь.

Образец воды был получен напрямую из озера 28 января 2013 года. До этого ученым пришлось преодолеть множество сложностей, чтобы избежать загрязнения пробы поверхностными веществами. Между российскими, американскими и британскими научными группами развернулась настоящая гонка за возможность первыми приступить к исследованию подледных озер. Ожидалось, что в них могут существовать экосистемы, длительное время изолированные от общей экосистемы Земли. Ранее сообщалось, что российские специалисты в пробе, полученной из оттаявшего льда, взятого непосредственно над поверхностью озера Восток, следов жизни не нашли. Американцы для защиты от загрязнения пробы использовали ультрафиолетовое облучение и фильтры, а для очистки оборудования и бурового раствора применяли перекись водорода.

В результате исследования пробы из озера Уиллэнс американским ученым удалось обнаружить, что образец воды наполнен достаточно активной жизнью и вмещает до 130 тысяч клеток в каждом кубическом миллиметре. Такая плотность микробов примерно соответствует плотности жизни в обычном океане на больших глубинах. По разнообразию жизни проба из озера оказалась намного сложнее, чем ожидали ученые – в ней обнаружилось более 4 тысяч видов различных бактерий и архей.

Дополнительный анализ показал, что бактерии существовали в условиях жесткого дефицита солнечной энергии по меньшей мере 120 тысяч лет, а возможно до 1 млн лет. У ученых есть две версии проникновения жизни в замкнутую среду. Первая гласит, что мы имеем дело с потомками микробов из открытого океана, пережившими похолодание. Согласно второй версии, озеро населено занесенными с поверхности микроорганизмами. Попасть в озеро они могли, постепенно просачиваясь сквозь лед. Такой путь должен занимать у бактерий не меньше 50 тысяч лет.

Ссылка: www.nature.com