Научный спутник «Рэлек» по программе МКА ФКИ (Малые космические аппараты для фундаментальных космических исследований) был запущен в космос 8 июля в качестве попутной нагрузки на ракете-носителе «Союз-2.1б». Спутник, имеющий порядковый номер ПН2, предназначен для изучения высыпаний магнитосферных релятивистских электронов, а также транзиентных, (т. е. кратковременных) явлений в атмосфере Земли, на Солнце и во Вселенной. В пресс-релизе НПО им. Лавочкина, которое занималось разработкой аппарата, сообщается, что сейчас успешно проводятся проверки бортовых систем ПН2. Спутник функционирует штатно, пробное включение научной аппаратуры прошло успешно.

Программа МКА ФКИ предусматривала запуск шести малых аппаратов массой до 220 кг на спутниковой платформе «Карат». Планировалось, что использование универсальной платформы и попутных пусков для вывода на орбиту позволит сократить стоимость программы исследований. К сожалению, первый малый спутник ПН1 «Зонд-ПП», предназначенный для исследования природных систем Земли, проработал только 11 месяцев. Летом 2013 года из-за проблем с бортовым компьютером он перестал функционировать в штатном режиме, а затем был выведен из эксплуатации. Запланированный срок активной службы «Зонда-ПП» составлял три года.

«Рэлек» - второй аппарат в серии. Научная аппаратура для него разработана Научно-исследовательским институтом ядерной физики МГУ (НИИЯФ) совместно с Физическим институтом им. Лебедева РАН (ФИАН). В задачи аппарата входит изучение релятивистских электронов высоких энергий. Помимо выяснения природы эти частиц, «Рэлек» должен определить их возможную связь с высотными электрическими разрядами в самых высоких слоях атмосферы Земли.

В апреле 2014 года Совет по космосу РАН принял решение закрыть программу МКА ФКИ после запуска ПН2. В качестве причины указана высокая стоимость платформы «Карат». Научная задача ПН4 «Странник», согласно решению совета, должна быть решена в ходе эксперимента «Резонанс». ПН4 «Конус-М», ПН5 «Арка», и ПН6 «Моника» повезло еще меньше. Их научная аппаратура в дальнейшем может быть размещена на неопределенных космических аппаратах социально-экономического назначения. Финансирование разработки спектрометра для «Моники», впрочем, будет продолжено в 2014 году.