Осторожно: авторское мнение.

Некоторые любители космонавтики утверждают, что с исследованием космоса отлично справляются автоматические станции. Их разработка и запуски обходятся дешевле, чем отправка в космос людей, и, кроме того, человеческий организм, в отличие от искусственного механизма, очень плохо приспособлен к окружающей среде за пределами нашей планеты. Поэтому, как утверждается, людям нечего делать в космосе – со всеми исследованиями лучше справятся межпланетные станции, управляемые с Земли. Любопытно, что любители пилотируемой космонавтики никого не призывают отказаться от роботов.

Начнем с истории. 45 лет назад американцы выиграли космическую гонку с СССР, высадившись на Луне. Порой можно встретить мнение, что победа американцев блекнет на фоне большого количества других достижений, в которых первым был Советский Союз. К ним можно отнести первый спутник, первого человека в космосе, выход в открытый космос, первый луноход и т. д. Но давайте будем честны. С высадкой на Луну космическая гонка закончилась. Так кто же выигрывает забег на 5 км – тот, кто первым проходит четыре первые отметки, или тот, кто лидирует при пересечении финишной черты? Как бы то ни было, руководство СССР считало американцев победителями. Поэтому советская пилотируемая лунная программа осталась засекреченной, а официальной целью стало исследование Луны автоматами. Обосновывалось это заботой о здоровье космонавтов и экономией. К сожалению, идея, призванная оправдать поражение в соревновании с США, настолько глубоко засела в головах людей, что мешает им здраво рассуждать.

Финансовая справка

По подсчетам основателя «Марсианского общества» Роберта Зубрина, его проект Mars Direct, предполагающий единичную высадку на Марс, обойдется в 40 млрд долларов. Развертывание базы может стоить 150-200 млрд. На марсоход Curiosity НАСА потратило 2,5 млрд долларов. Стоимость базы на Луне значительно ниже – от 15 до 30 млрд (1-2 годовых бюджета НАСА, 3-6 бюджетов Роскосмоса).

В настоящий момент в Солнечной системе работает более 20 исследовательских космических аппаратов, не считая астрономических обсерваторий. Все они приносят либо в будущем принесут новые данные, которые послужат развитию наших знаний о Вселенной. Благодаря «Кассини» мы изучили спутники Сатурна – их атмосферы, магнитный поля, рельеф поверхности. Марсоходы Opportunity и Curiosity изучают химический состав пород на поверхности Марса. Объем знаний о соседней планете, накопленных человечеством за 50 лет ее изучения автоматами, впечатляет. И все-таки он в квадриллион квадриллионов раз меньше, чем наши знания о Земле. Что находится на глубине полметра под поверхностью Марса? Мы не знаем. Есть ли лед на глубине 3-4 метра? Как выглядит стратиграфическая колонка? Региональный разрез? Региональная геологическая карта? А хотя бы районная? Есть ли в атмосфере метан? Осталась ли сейсмическая активность? Как образуются овраги? Наконец, есть ли на Марсе жизнь? О, я знаю, что вы, уважаемые читатели, видели статьи, которые отвечают на эти вопросы. Да, мы можем предполагать и строить гипотезы. Но это всего лишь основанные на косвенных данных гипотезы, ничего более. Прямых данных нет. Мы не знаем настоящие ответы.

Сейчас я хочу задать вопрос: а как получить эти недостающие данные? Апологеты использования роботов знают, что нам делать. Нужна стратиграфическая колонка? Отправим автоматическую буровую. Карта района? Пять-шесть буровых. Еще, конечно, потребуется лаборатория для изучения образцов, ровер для их доставки к лаборатории, ремонтная станция. Уважаемые читатели, вы видели, как работают буровые установки, делающие скважины глубиной десятки метров? Буровая колонна постоянно застревает, коронка или долото ломается, а буровики бегают вокруг, ругаются, и гадают: дернуть ли в бок, или попытаться вытащить рывком. И все равно порванные буровые колонны – это неприятная часть каждодневной работы, а не исключения из правил. Теперь представьте ту же картину, но без людей и на Марсе. Как будет выглядеть тяжелая автоматическая буровая установка? Какой у нее будет рабочий ресурс – полскважины, и добуривать через год, когда доставят замену? Возможности ремонтной станции ограничатся заменой некоторых деталей, но сколько запасных буровых труб в нее удастся поместить? Каждый такой автомат будет иметь массу в многие тонны. Масса Curiosity – 900 кг, а он стал самым крупным аппаратом, севшим на поверхность Марса. Так во сколько обойдется доставка на Марс буровой станции? Не забываем включить в расчеты учет стоимости сверхтяжелой ракеты-носителя. Для справки: разработка SLS в США оценивается в 30-40 млрд долларов. А сколько будут стоить десятки буровых станций, ремонтных роверов, луноходы, источник энергии для этой автоматической базы? Правильный ответ прост. Доставка на поверхность Марса людей, которые смогут обслуживать технику, померкнет перед расходами на создание такой автобазы. Напоследок грустная правда: на нынешнем этапе развития человечество не способно создать описанные выше автоматы для Марса.

Понимаете, уважаемые читатели, в этом и заключается ответ на вопрос из заголовка. Автоматы не всемогущи. Наоборот, круг решаемых ими задач весьма ограничен, а по мере приближения к границам этого круга, стоимость роботов быстро возрастает. Это отлично видно при сравнении стоимости маленького Opportunity и большого Curiosuty. Автоматические станции относительно дешевы и отлично подходят для разведывательных миссий. Они могут предоставить самую базовую информацию, но не более того.

Луну и Марс сейчас изучают не люди просто потому, что у космических агентств нет средств на полноценное изучение Солнечной системы. Мифическое превосходство роботов над людьми здесь ни при чем.