Если лень читать, ответ в конце :)

Поиски жизни на Марсе начались довольно давно, и причин для этого много. Марс - не только самая близкая к нам планета, он еще и больше похож на Землю, чем остальные планеты. На Марсе продолжительность суток близка к земной, а год составляет 687 наших дней. С физическими характеристиками ситуация не такая радужная. Например, самой близкой к земной атмосферой обладает вовсе даже не планета, а спутник Сатурна Титан - его окружает плотная азотная газовая оболочка. Правда, вместо кислорода вторым по значению газом в атмосфере Титана является метан. На Марсе же атмосфера сильно разряженная, магнитного поля почти нет, и температура воздуха колеблется от -150 до +20 градусов Цельсия. Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Тем же могут похвастаться спутники Юпитера, но не Марс. Вода там есть, но в относительно небольших (если сравнивать с Землей) количествах.

Мы давно знаем, что сложные организмы на Марсе существовать не могут, однако там могут быть необходимые условия для жизни бактерий. На Земле то и дело находятся удивительные микроорганизмы, существующие то на дне океанов под громадным давлением, то в абсолютно неосвещенных солнцем условиях. Что-то подобное нам хотелось бы найти на Марсе. И действительно, на глубине нескольких метров под поверхностью Марса есть и вода, и защита от радиации и слишком резких перепадов температур.

Как уже выяснили американские ученые, около двух миллиардов лет назад Марс обладал плотной атмосферой, а его поверхность была покрыта реками, морями и озерами из пресной воды. Мы знаем, что как минимум в прошлом бактериальная жизнь могла существовать на Марсе. А затем произошла планетарная катастрофа. Марс лишился всего, что делало его похожим на Землю, но это не могло случиться за один день. В геологии выделяют "геологически значимое время" и "геологическое мгновение". Если причиной гибельных изменений на Марсе стала внезапная катастрофа, для описания изменений на планете нам потребуется как раз второй термин. Ирония в том, что для геологов мгновение - это тысячи и тысячи лет. Достаточно ли этого времени, чтобы бактерии эволюционировали и приспособились к суровым условиям после комфортных? Ответ, определенно, да.

Вот в чем дело. Нет суровых аргументов ни за, ни против жизни на Марсе. Это вопрос веры. Верите ли вы в то, что жизнь распространена по Вселенной и существует там, где для этого возникают условия? Тогда да, на Марсе была жизнь и, вероятно, должна была остаться. Или же вы считаете, что жизнь уникальна и возникла только на Земле? В этом случае и говорить не о чем.

Осталось обсудить еще один аспект - не наличие жизни, а ее поиски. Американские аппараты исследуют поверхность Марса в поисках сложных органических веществ и не могут их найти. Это серьезный аргумент "против" жизни, но не доказательство ее отсутствия. В конце концов, глубинная марсианская биосфера может быть практически изолирована от безжизненной поверхности. Находящийся на планете марсоход Curiosity не оборудован инструментами для поиска жизни. Более того, чтобы найти ее, ему потребовалось бы проникнуть глубоко под поверхность, а буровая установка марсохода позволяет пробурить грунт только на 5 см.

В 2016 году к Марсу отправится платформа InSight, которая должна пробурить скважину глубиной в несколько метров. Хотя цель миссии - изучение геологии, маловероятно, что американцы упустят возможность поискать что-нибудь органическое на глубине. Надо только иметь в виду, что место посадки выбирается наиболее интересное с геологической точки зрения, да и глубина скважины явно недостаточна, чтобы отрицательные результаты поисков доказали отсутствие жизни. В 2018 году на планету отправится европейский марсоход ExoMars с более скромной буровой установкой (до 80 см). Цель европейской программы - именно поиски жизни (точнее, доказательств ее существования в прошлом). Возможность аппарата перемещаться по поверхности и проводить бурение в различных местах может внушить надежду. Однако не будем забывать, что мягкую посадку европейского марсохода должна обеспечить платформа российской разработки, а за всю историю СССР мы не выполнил ни одной успешной марсианской посадочной миссии.

И вот краткое заключение для тех, кому лень читать длинный текст. Да, жизнь на Марсе вполне может быть. Нет, вряд ли мы сможем найти ее в ближайшие десятилетия.