Приближающийся год вряд ли станет выдающимся в исследованиях космоса. К сожалению, несколько интересных событий в российской космонавтике было отложено на более поздний срок. Так, первый полнофункциональный исследовательский модуль МКС теперь планируется запустить во второй половине 2015 года, а космический телескоп Спектр-РГ, по всей видимости, не будет отправлен в космос раньше конца 2015 - начала 2016 года. Но и совсем тоскливым наступающий года назвать нельзя.

В кои то веки появился шанс увидеть, как в воздух поднимется ракета Ангара-1.2ПП, самый известный долгострой российской космической отрасли. По последним данным, пуск легкой "Ангары" назначен на лето 2014 года. Других значимых событий в отечественной космонавтике не ожидается, если не считать таковыми весенний-летний запуск научного спутника МГУ "Михайло Ломоносов" (тоже рекордсмен по переносам), а осенью - Электро-Л №2. Этот метеорологический спутник станет преемником и продолжателем дела первого Электро-Л, разрекламированного Зеленым котом. Также можно отметить отправку на МКС новых скафандров для работы в открытом космосе, Орлан-МКС.

В США мы можем в основном надеяться на частный космос. В прошедшем сентябре глава компании SpaceX Элон Маск пообещал продолжить работу по спасению первой ступени (для возможного многократного использования ее в будущем). Следующая попытка управляемой посадки ступени на воду должна состояться уже в феврале.

Продолжается и работа по созданию пилотируемого корабля: на лето запланирован тест системы аварийного спасения Dragon'а. В ходе испытаний ракета-носитель через 80 секунд после пуска инициирует аварийную остановку двигателей, после чего собственные двигатели корабля должны будут увести его в сторону. Затем Dragon опустится на воду на парашюте, как при обычной посадке.

К концу 2014 года компания SpaceX обещала начать стендовые испытания первой ступени своей сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy. Первый полет ее может состояться 2015 или, что более вероятно, в 2016 году.

Давайте не будем забывать и о другой частной компании, Virgin Galactic сэра Ричарда Брэнсона. Хотя их туристический корабль SpaceShipTwo и не предназначен для выхода на орбиту, он позволит любому желающему хотя бы на несколько минут попасть в настоящий космос, что вполне можно считать прорывом. Первый полет SpaceShipTwo "за сто километров вверх" должен состояться уже в наступающем году, но когда именно он произойдет - неизвестно.

Осталось обсудить научно-исследовательскую космонавтику. Здесь основные наши надежды связаны с европейским зондом Розетта, который сейчас направляется к комете Чурюмова-Герасименко. Его полет, начавшийся в 2004 году, подходит к завершающей фазе. Процесс сближения и посадки (см. видео) на объект вроде кометы - очень сложная процедура, которая должна совершиться в 2014 году впервые. Уже в январе зонд "разбудят" для проведения проверок. Аппарат приблизится к комете в мае, в конце лета выйдет на ее орбиту и в ноябре, если все пойдет по плану, совершит мягкую посадку.

Американские же исследования сосредоточены в основном на Марсе. Так, ожидается, что марсоход Curiosity в мае-июне достигнет подножья горы Шарп, после чего приступит к основному этапу своей исследовательской программы. Есть надежда, что нас ждет много интересных открытий. Несколько позже, в сентябре 2014 года, к Марсу прибудет орбитальный аппарат MAVEN, запущенный месяц назад. После проведения обычных проверок он займется исследованием марсианской атмосферы.