Европейские астрономы объявили об открытии второй планеты в системе звезды K2-18. Эта звезда относится к классу красных карликов и находится в 111 световых годах от нас в созвездии Льва. Помимо открытия второй планеты K2-18c, ученые смогли установить плотность уже известной K2-18b.

Экзопланета K2-18b была открыта в 2015 году при помощи инструмента HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher) на 3,6-метровом телескопе обсерватории La Silla в Чили. HARPS позволяет измерять допплеровские изменения радиальной скорости звезд, возникающие, как предполагают ученые, под влиянием обращающихся вокруг них планет. Этот метод, известный как метод Допплера, позволяет находить планеты, масса которых превышает несколько масс Земли. Инструмент HARPS на сегодняшний день является наиболее совершенным инструментом, использующим этот метод для обнаружения экзопланет.

Период обращения K2-18b вокруг звезды составляет всего 33 суток, но, за счет того, что красный карлик K2-18 значительно холоднее Солнца, планета попадает в «обитаемую зону». Так называют область пространства, в которой количество поступающей от звезды энергии позволяет воде существовать в жидком виде на поверхности планеты.

Диаметр K2-18b в 2,2 раза больше, чем у Земли. Первоначально планеты, диаметр которых в несколько раз превышает диаметр Земли, были названы суперземлями и считались твердыми планетами. Однако более поздние гипотезы стали предполагать, что планеты такого размера по своей природе ближе к газовым гигантам.

В ходе исследования перед астрономами стояла задача определить, является эта планета газообразной, наподобие малого Нептуна, или крупной версией планеты с твердой поверхностью. Метод Доплера позволяет делать оценку массы экзопланет, а по массе и радиусу можно рассчитать среднюю плотность.

На основании проведенного статистического анализа группа ученых пришла к выводу, что K2-18b является либо в основном твердой планетой с тонкой атмосферой (как Земля), либо планетой-океаном, которая покрыта слоем льда у поверхности.

Имеющиеся у ученых данные не позволяют выбрать один их этих вариантов, но в этом мог бы помочь космический телескоп им. Вебба, запуск которого запланирован на 2019 год. Вебб сможет провести прямые измерения атмосферного состава K2-18b, и астрономы надеются, что это исследование будет включено в список приоритетных целей для новой обсерватории.

Новая планета K2-18с имеет период обращения 9 суток и не попадает в «обитаемую зону».