Вчера ТАСС опубликовало большое интервью генерального конструктора Центра им. Хруничева Александра Медведева. ГКНПЦ – одно из ведущих предприятий космической отрасли, производитель ракет «Протон-М» и «Ангара». В его структуру входит также КБ «Салют», которое разработало ракету «Ангара» и сейчас занимается созданием нового тяжелого кислородно-водородного разгонного блока для нее. Ниже приводится наиболее любопытные высказывания Медведева.

– Как будет происходить поэтапный вывод ракеты-носителя «Протон» из эксплуатации?

– Жизнь «Протона» продлится до 2025 года. С 2020 года прописано постепенное сокращение количества запусков. Кроме того, по планам Роскосмоса, с 2017 года закрывается одна из [двух] пусковых установок на Байконуре.

– Сколько сейчас стоит запуск «Протона»?

– До недавнего времени – до $100 млн, сейчас снизили до 70, даже $65 млн, чтобы конкурировать с Falcon. К сожалению, по массе полезной нагрузки, выводимой на геопереходную орбиту, мы не дотягиваем до Ariane-5, поскольку у европейцев этот показатель равен 10,5 тоннам, что позволяет им осуществлять парные пуски, а у нас на «Протоне» – примерно 6,3 тонны.

– Могут ли Ariane-5 и Falcon вытеснить «Протон» с рынка?

– Сейчас это и происходит. Эта тенденция вытеснения «Протона» началась два с лишним года назад.

Примечание: Медведев не упоминает, что Falcon-9 1.2 по выводимой на ГПО массе станет конкурентом «Протона-М» в полном диапазоне нагрузок последнего. Пуск модернизированной ракеты компания SpaceX предполагает осуществить в конце текущего года, если устранение причин недавней аварии не затянется.

– На какой период рассчитаны эти проекты [по реорганизации производства ракет-носителей «Протон-М» и разгонных блоков «Бриз-М» на Ракетно-космическом заводе в Москве]?

– На два-три года, но это не только вопрос изготовления «Протона» и «Ангары». Надо уменьшать стоимость покупных материалов, для чего созданы, например, специальные закупочные комиссии и прочее.

Ссылка: tass.ru