4 марта 2016 года в космос отправится научно-исследовательский аппарат InSight, основной задачей которого является изучение геологического строения Марса. Вместе с ним к этой планете полетят два микроспутника MarCO (Mars Cube One, Марсианский кубик-1).

Спутники формата «кубсат» состоят из блоков размерами 10х10х10 см. MarCO являются 6U-кубсатами, т. е. состоят из шести кубиков массой около 1 кг каждый. Хотя официально микроспутники не являются частью миссии InSight, их разработкой занимается Лаборатория реактивного движения НАСА. Она же курирует разработку основного посадочного аппарата, однако он разрабатывается компанией Locheed Martin.

Для запуска MarCO планируется использовать специальный негерметичный контейнер, закрепленный на второй ступени ракеты «Атлас 5». Сначала от переходного модуля отделится InSight, а после него – микроспутники, которые полетят к Марсу самостоятельно. На пути к Марсу планируется пять коррекций траектории, для которых будут использованы простые двигатели на сжатом газе. Ожидается, что дорога займет шесть с половиной месяцев, т. е. кубсаты прибудут на орбиту планеты в том же время, что и InSight.

Обычно кубсаты используется на орбите Земли и не оборудуются маршевой двигательной установкой. Если первая миссия окажется успешной, в дальнейшем потребуется еще доказать, что расходы массы на сопутствующие микроспутники стоят научных данных, которые они могут собрать. Однако аппараты MarCO не будут нести научных приборов. Их задачи – сформировать орбиту, которая позволит наблюдать за посадкой InSight, и передавать данные наблюдений за процессом посадки на Землю.

Если спутники не доберутся до Марса или по каким-то причинам не смогут выполнить свою функцию, наблюдения за посадкой InSight будут выполнены при помощи спутника-ветерана MRO (Mars Reconnaissance Orbiter, Исследовательский спутник Марса). Во время посадки он будет занят передачей данных с других аппаратов, находящихся на поверхности планеты, поэтому сообщить об успехе или неудаче этого этапа миссии InSight MRO сможет только с задержкой более одного часа.

Стоимость миссии MarCO составит 13 млн долларов. В эту сумму входят 9 млн на разработку спутников, 2 млн на переходной адаптер на ракете-носителе и еще 2 млн на деятельность по управлению миссией.