Ученые объединили данные космического зонда «Кассини» (Cassini), находящегося в системе Сатурна, с интерферометрической сетью радиотелескопов VLBA (Very Long Baseline Array, Сверхбольшой массив), чтобы уточнить положение Сатурна в Солнечной системе. Им удалось определить расстояние до этой планеты с рекордной точностью.

Сеть телескопов VLBA расположена на Гавайских и Виргинских островах. Эти «радиотарелки» работают вместе как один интерферометр, т. е. анализ полученных данных позволяет изучать объект наблюдения в разрешении, напрямую зависящем от расстояния между самыми удаленными телескопами. На этот раз ученые добавили в анализ 10-летних наблюдений данные о радиосигнале, приходящем с «Кассини», а также информацию о динамике орбиты зонда. В результате им удалось определить положение центра масс системы Сатурна и его спутников. Погрешность измерений составляет около 4 км. Это в 50 раз точнее данных, полученных при помощи только наземных средств.

Астрономы отмечают, что их работа позволит усовершенствовать методы измерения массы объектов Солнечной системы и повысит точность расчетов для навигации космических аппаратов. Кроме того, они рассчитывают повысить точность прогнозов событий, при которых кольца Сатурна проходят на переднем плане от звезд. Такие события представляют научно-исследовательский интерес.

Фото (полноразмерное изображение) Сатурна и его спутников сделано зондом «Кассини» в 2007 году с расстояния около 3,3 млн км. Цвета на фотографии – натуральные. На изображении присутствуют следующие спутники: Диона в центре слева, Энцелад в около границы колец в левой их части, Мимас – пятно на тени от колец на левом краю диска планеты, Рея на голубоватом фоне в северном полушарии, Тетис в центре справа от Сатурна и Титан в правом нижнем углу.