Американский исследовательский аппарат MAVEN прибыл на орбиту Марса в сентябре 2014 года и примерно месяц назад начал научную работу. Главная цель миссии – изучение атмосферы планеты и ее эволюции. Ученых интересует, как из некогда плотной атмосферы Марса получилась крайне разряженная современная.

За месяц работы MAVEN, измеряя состав верхних слоев атмосферы и области электрически заряженных частиц, смог отследить процесс, который позволяет протонам солнечного ветра проникать через ионосферу Марса. «Мы обнаружили часть звеньев в цепи, которая начинается с воздействия солнечного ветра Марса и, в конечном итоге, приводит к потере атмосферы». – говорит Брюс Джаковский, возглавляющий научную группу зонда MAVEN в Университете Колорадо. – «К концу миссии мы сможем построить полную картину этого процесса».

На каждом витке вокруг Марса космический аппарат погружается в ионосферу – слой заряженных ионов, окружающий планету, начинающийся на высоте около 120 км и простирающийся до 500 км. Ионосфера служит своеобразным щитом, останавливая электрически заряженные высокоэнергетические частицы солнечного ветра. Долгое время считалось, что инструменты MAVEN смогут фиксировать влияние солнечного ветра только до погружения в ионосферу, однако выяснилось, что это не так. Данные с установленного на зонде анализатора ионов свидетельствуют о том, что частицы солнечного ветра проникают вглубь ионосферы и атмосферы Марса.

Предполагается, что взаимодействия, возникающие в верхних слоях атмосферы, превращают поток солнечных частиц в нейтральную форму, которая не взаимодействует с ионосферой. Глубоко внутри слоя ионосферы поток этих частиц возвращается к заряженной форме, причем характеристики солнечного ветра сохраняются неизменными. Механизм переходов пока что остается загадкой, но уже можно сказать, что именно действие солнечного ветра приводит к потере Марсом атмосферы.

Ионный масс-спектрометр и анализатор нейтральных газов, установленный на MAVEN, анализирует состав атмосферы и ионосферы на разных высотах. Этот прибор позволил установить, что многочисленные газы в ионной и нейтральной формах имеют четко выделяемую структуру на большой высоте, но в нижних слоях перемешаны. Этот факт также потребует времени на объяснение.