Американские астрономы, изучающие атмосферу Титана, обнаружили смещение органических молекул от полюсов этого спутника к его экваториальным областям. Это открытие не согласуется с традиционными представлениями о том, что там дуют сильные ветры в восточно-западном направлении.

Спутник Сатурна Титан – одно из самых интересных для изучения тел в Солнечной системе. Его диаметр в полтора раза больше диаметра Луны, а атмосфера у поверхности в полтора раза плотнее, чем на Земле. Кроме того, Титан является единственным известным телом кроме Земли, на поверхности которого существует жидкость в жидком виде. На Титане воду и кислород заменяют углеводороды, в первую очередь – метан.

Открытие было сделано благодаря наблюдениям на радиоинтерферометрической обсерватории ALMA (Атакамский большой миллиметровый и субмиллиметровый массив). Атмосфера Титана давно привлекает внимание ученых, потому что она функционирует как огромная химическая фабрика, используя энергию магнитного поля Сатурна и солнечных частиц для синтеза различных органических молекул. Часто говорят, что она очень похожа на атмосферу Земли на раннем этапе ее развития. Исследователи использовали высокую чувствительность ALMA для того, чтобы построить карту распределения изоциановых соединений и цианоацетилена в атмосфере Титана. Выяснилось, что эти органические соединения не просто распространены над полюсами Титана – это было известно и ранее, – но с удалением от плюсов высота их локализаций повышается. Объяснить это в рамках существующей модули атмосферы не получается, поскольку сильные ветры, дующие с востока на запад, должны приводить к растворению молекул изоциановых соединений и цианоацетилена в атмосфере.

Очевидное объяснение для полученных данных ученые представить не могут. Высказывается предположение, что к аномалиям в распределении органических молекул приводит тепловые или какие-то иные эффекты, вызванные взаимодействием с магнитным полем Сатурна. Кроме того, нельзя исключать, что аномалии объясняются наличием неизвестных потоков воздуха в атмосфере Титана.