Новый американский зонд, предназначенный для исследования атмосферы Марса, прибыл к планете 21 сентября. Предполагается, что настройка и проверка приборов космического аппарата продлится до конца октября. Кроме того, он, вместе с остальными зондами на орбите Марса, готовится к встрече с кометой C/2013 A1 19 октября. Чтобы защититься от потока частиц в хвосте кометы, MAVEN должен будет во время ее пролета мимо Марса оказаться с другой стороны планеты.

Работающие с зондом специалисты заявляют, что все научные приборы были включены, хотя их проверки не завершены. Уже опробованные инструменты продемонстрировали характеристики, не уступающие заявленным или превосходящие их. К настоящему моменту MAVEN провел первое исследование того, как солнечная буря влияет не атмосферу Марса. Его результаты публикует НАСА на своем сайте.

Поток высокоэнергетических солнечных частиц возникает в периоды активности нашей звезды и при коронарных вспышках. Земля защищена от этого излучения сильным магнитным полем, но в открытом космосе оно приводят к выходу из строя электроники. Ученые считают, что солнечной излучение было одним из факторов, которые привели к утрате Марсом своей атмосферы. Вспышка, которую наблюдал MAVEN, произошла 26 сентября, а высокоэнергетические протоны достигли Марса через три дня.

Атомы водорода и кислорода находятся в верхних слоях атмосферы Марса, откуда тяжелые молекулы легко уносятся в космос. MAVEN отследил насыщенность атмосферы этими атомами при помощи ультрафиолетового спектрографа IUVS, который детектирует отраженный от углерода, кислорода и водорода свет. На снимках хорошо видно, как уменьшается количество тяжелых молекул в атмосфере Марса на стороне взаимодействия с протонами солнечного ветра. Ученые уже объявили полученные фотографии рекордными по точности и разрешению.

Выполнение основной научной программы миссии MAVEN начнется через две недели, когда завершится тестирование научных приборов.