- Подробности
- Опубликовано: 12.06.2025 14:53

С начала XXI века российская космонавтика пережила одно большое структурное преобразование. До 2015 года Роскосмос представлял собой федеральное агентство (ФКА). Некоторые предприятия космической отрасли имели форму ФГУПов (федеральных государственных унитарных предприятий) и напрямую подчинялись Роскосмосу. Другие предприятия, будучи акционерными обществами, находились под контролем Росимущества и были независимы от ФКА. Некоторые, как РКК «Энергия», и вовсе имели мажоритарных частных акционеров.
Роскосмос выступал в роли государственного заказчика, распределяя контракты на свободных конкурсах (правда, свободный выбор исполнителя на этих конкурсах обычно был чисто формальным). Помимо этого, Роскосмос выполнял функции регулятора, поскольку он отвечал за выдачу лицензий и следил за исполнением требований к ракетно-космической технике.
В ходе реформы в 2010-х годах ГУПы были преобразованы в акционерные общества, РКК «Энергия» была национализирована, и акции всех предприятий были переданы в собственность только что созданной госкорпорации «Роскосмос». Это покончило с элементами рыночных отношений в космической отрасли, потому что госкорпорация объединила в себе функции регулятора, заказчика и исполнителя. Все работы по государственному заказу с тех пор «Роскосмос» распределяет среди своих внутренних предприятий.
Несмотря на это, российская космонавтика не является совершенно монолитной. Частные космические компании существовали у нас в стране и раньше. В последние годы их количество начало расти благодаря тому, что Роскосмос позволил существовать им на периферии своей деятельности, в тех областях, которые не интересовали напрямую ни сам Роскосмос, ни государство.
Главным приоритетом деятельности госкорпорации, а до этого Федерального космического агентства заявлено развитие прикладных программ. Лишь вслед за этим идут научная и пилотируемая космонавтика. Роскосмос регулярно публиковал позитивную отчетность, демонстрирующую «рост урожаев и надоев», однако после 2022 года в ходе конфликта на Украине стало очевидно, что возможности решения прикладных задач в космосе Россия не только не нарастила, а в значительной степени утратила. Очевидным это стало и для правительства. На прошлой неделе о первых осторожных шагах по реформированию ракетно-космической отрасли было заявлено официально.
6 июня в Москве на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам первый вице-премьер России Денис Мантуров заявил, что развитие прикладных космических программ в дальнейшем будет идти с привлечением частного бизнеса к задаче производства космических аппаратов, в первую очередь, в сфере космической связи. «Не менее важным считаем начиная с осени следующего года запустить полноценную рыночную модель предоставления данных ДЗЗ», – заявил Мантуров.
Эти трансформации происходят не на пустом месте. С 2022 года при активной поддержке федерального правительства «ИКС холдинг» («Бюро 1440») инвестирует в создание группировки спутников для предоставления широкополосного доступа в интернет. Со следующего года компания начнет получать финансирование из госбюджета, которое будет идти в обход Роскосмоса. С заказчиками услуг компания также работает напрямую, без привлечения госкорпорации. Помимо этого большого эксперимента, в последние годы с подачи некоторых частных игроков рынка уже велось обсуждение того, что Роскосмос должен обеспечить спрос на данные ДЗЗ, получаемые сторонними компаниями.
Согласно национальному проекту «Развитие космической деятельности Российской Федерации», Роскосмос начиная с осени 2026 года будет закупать данные дистанционного зондирования Земли для государственных нужд у всех компаний, включая частные. Глава Роскосмоса Дмитрий Баканов заявил, что нормативная база для этого уже принята, однако тарифы на различные спутниковые данные, в зависимости от качества съемки, пока не утверждены – эта работа должна быть завершена к сентябрю текущего года.
Из дискуссии на заседании Совета по нацпроектам это неочевидно, но, судя по всему, Роскосмос планирует предоставлять государственным потребителям данные съемки низкого разрешения (свыше 1 м на пиксель) бесплатно, а снимки высокого разрешения после реформы станут платными для всех потребителей. Альтернативное толкование предполагает, что Роскосмос будет платить поставщикам снимков только за высокодетальные изображения.
Об этом сейчас никто не говорит, но если реформа окажется успешной, то вполне логичным будет в перспективе распространить новый подход не только на ДЗЗ, но и на все космические программы прикладного назначения. Главным направлением, которое пока что полностью обходят молчанием, является разработка частных средств выведения на орбиту.
Помешать же успеху реформы может многое. Прямо сейчас пристальное внимание должно быть приковано к тарифам на снимки ДЗЗ. Судя по тому, что их утверждение затянулось, эти тарифы за закрытыми дверями стали предметом споров. А ведь именно от них зависит, окупятся ли усилия частных компаний по созданию спутников для съемки Земли, и смогут ли частные инвесторы поверить, что их вложения в спутниковые группировки принесут прибыль.
|
Космическая лента
|

