5 января на стартовой площадке №41 космодрома во Флориде была установлена ракета-носитель «Вулкан» с разгонным блоком «Центавр» (Centaur) компании ULA. Разработка этой ракеты велась с 2014 года, Она призвана заменить «Атлас-5», который использует российские двигатели, и слишком дорогую Delta IV Heavy.

После вывоза ракеты представители ULA сообщили, что никаких препятствий для ее старта не осталось. Он назначен на 10:18 мск в понедельник (сегодня). Пусковое окно будет открыто в течение 45 минут. Если пуску что-то помешает, то у ULA в запасе остаются еще три коротких пусковых окна 9-11 января. Длительность каждого из них, однако, будет составлять по несколько минут.

Ракета «Вулкан» использует на первой ступени два кислородно-метановых двигателя BE-4. Их затянувшаяся разработка сильно повлияла на сроки первого полета ракеты. Роль второй ступени, отвечающей также за доставку спутника на целевую орбиту, отвечает кислородно-водородный разгонный блок Centaur V. В зависимости от количества твердотопливных боковых ускорителей, грузоподъемность «Вулкана» составит от 10 до 27 т на низкую орбиту Земли. Сегодня летит ракета с двумя ускорителями.

Всего программа испытаний «Вулкана» включает два полета, включая сегодняшний. Если они пройдут успешно, то ракета будет сертифицирована для запуска космических аппаратов в интересах Космических сил США.

Полезной нагрузкой в первом полете выступает лунная посадочная станция Peregrine, разработанная компанией Astrobotic по контракту с НАСА. Выведение Peregrine займет около 50 минут. «Центавр» выполнит два включения двигателя, чтобы доставить его на высокоэллиптическую орбиту. После отделения в течение последующих трех часов разгонный блок включит двигательную установку в третий раз в рамках дополнительных испытаний. Это позволит подтвердить заявленный срок активной работы «Центавра», а также его способность доставлять спутники напрямую на геостационарную орбиту.

Если пуск пройдет успешно, то ULA будет готова ко второму полету «Вулкана» уже в апреле. Сроки пуска будут зависеть от готовности полезной нагрузки – грузового корабля-планера Dream Chaser. За его разработку, которая финансируется НАСА, как и в случае с Peregrine, отвечает компания Sierra Space.

Пусковой манифест компании ULA на 2024 год включает шесть миссий, четыре из которых будут проведены в интересах национальной безопасности. Часть из них может быть перенесена на следующий год из-за неготовности полезной нагрузки. Всего портфель заказов на «Вулкан» сейчас включает более 70 миссий.

Перелет Peregrine до лунной орбиты и выход на предпосадочную опорную круговую орбиту займут у космического аппарата больше месяца. Если он будет запущен 8-11 января, его посадка на Луну должна будет состояться 23 февраля. Место посадки Peregrine находится вблизи куполов Груйтуйзена (Gruithuisen Domes) на северо-восточной окраине Океана Бурь (Oceanus Procellarum).

На борту лунной станции установлено пять научных приборов, предоставленных НАСА. Три из них – ближне-инфракрасный спектрометр летучих веществ NIRVSS, система нейтронных спектрометров NSS) и масс-спектрометр с ионной ловушкой PITMS — будут изучать летучие вещества в экзосфере Луны. Ученые не рассчитывают найти воду в районе посадки, но эти приборы могут обнаружить углекислый газ, аммиак и метан, а также серосодержащие соединения, способные выдерживать высокие температуры. Одной из задач этого набора приборов станет изучение процесса распада гидразинового шлейфа от посадочного двигателя Peregrine.

Четвертый прибор LETS будет проводить измерения радиации во время полета посадочного аппарата к Луне и на орбите вокруг нее, а также после приземления. Пятый прибор LRA – лазерный ретрорефлектор, пассивный прибор, предназначенный для измерения расстояния до просадочной станции.

Помимо приборов НАСА на борту Peregrine будут находиться пять отбрасываемых микро-зондов Colmena, предоставленных космическим агентством Мексики, микро-луноход Iris от университета Карнеги-Меллона, и детектор радиации от Немецкого космического агентства DLR.