Во вторник 16 мая американская межпланетная станция Juno, находящаяся на орбите Юпитера, выполнила близкий пролет около спутника этой планеты Ио. Ио является ближайшим к Юпитеру из четырех галилеевых спутников, и находится внутри мощных радиационных поясов планеты, которые затрудняют его изучение. В связи с этим, возможность изучить его с близкого расстояния выпадает нечасто.

Juno прибыл к Юпитеру 4 июля 2016 года, и к настоящему моменту находится на его орбите уже более 2505 земных дней. Сейчас идет третий год расширенной миссии Juno, в рамках которой космический аппарат исследует систему колец газового гиганта, где находятся некоторые из его внутренних спутников. Всего с выхода на орбиту Juno выполнил 50 полных оборотов вокруг Юпитера. За это время он успел выполнить близкие пролеты у еще двух спутников – Европы и Ганимеда.

Минимальное расстояние между Juno и Ио во время сегодняшнего пролета составило 35,5 тысяч км, однако фотография, приведенная выше, была сделана с дистанции 51,5 тысяч км.

Главной особенностью Ио является очень активный вулканизм, существованием которого спутник обязан мощному гравитационному воздействию планеты-гиганта. Дополнительное гравитационное действие на него оказывают Европа и Ганимед, находящиеся на близких орбитах. Недра Ио постоянно растягиваются и сжимаются, что приводит к формированию множества вулканов.

Пронаблюдав за Ио в течение нескольких пролетов, ученые смогут понять, как меняется состояние вулканов на его поверхности: как часто они извергаются, какова их температура, образуют ли они группы, или извергаются независимо, меняется ли форма потока лавы.

Хотя изначально Juno создавался для изучения Юпитера, его приборы могут собирать также полезную информацию о спутниках этой планеты. Камера JunoCam делает снимки их поверхности в видимом диапазоне, а инфракрасный спектрометр JIRAM может замерять температуру. Также Juno использует звездный датчик для съемки и микроволновой радиометр для изучения вулканов Ио и того, как их извержения влияют на магнитосферу Юпитера.

Juno продолжит изучение Ио в течение следующего года. Следующие два пролета около спутника на более близком расстоянии ожидаются в июле и октябре. Они позволят сформировать орбиту, которая приведет к еще двум близким пролетам в декабре и феврале. В итоге, Juno удастся приблизиться к Ио на рекордное расстояние всего 1,5 тысячи км. Это позволит сделать достаточно подробные снимки его поверхности.

На первом этапе работы миссии период обращения Juno составлял 53 дня. После пролета у Ганимеда 7 июня 2021 года он сократился до 43 суток, а после маневра у Европы 29 сентября 2022 года – до 38 суток. После следующего пролета у Ио, который запланирован на 31 июля, период орбиты аппарата уменьшится до 32 дней.

Ссылка: jpl.nasa.gov