В конце 2018 году американская межпланетная станция OSRIS-REx вышла на орбиту рядом с Бенну – небольшим околоземным астероидом класса B диаметром менее 600 м. Главной задачей космического аппарата был отбор образца грунта с поверхности Бенну для последующей отправки его на Землю. Аппарат покинул орбиту астероида и направился к нашей планете еще в мае 2021 года, однако анализ собранных им данных продолжается до сих пор.

Выветривание, т. е. разрушение горных пород под действием различны внешних факторов, свойственно всем телам в Солнечной системе. На Земле важную роль в формировании поверхности планеты играют вода, ветер и колебания температуры. Они медленно разрушают слои горных пород и создают новые формы рельефа в течение миллионов и десятков миллионов лет. Также на нашей планете встречаются и быстродействующие процессы, такие как оползни, извержения вулканов и землетрясения, однако в глобальном масштабе они не играют определяющей роли.

На астероиде Бенну основным фактором, формирующим рельеф, являются перепады температуры, происходящие при вращении астероида вокруг собственной оси. Один оборот вокруг Солнца астероид совершает за 4,3 часа. На экваторе днем температура достигает 127 ⁰C, а ночью она падает до -23 ⁰C. Быстрые перепады температуры создают внутреннее напряжение, которое раскалывает и разрушает породы.

На снимках поверхности Бенну, которые сделал OSIRIS-Rex, ученые заметили трещины, ориентированные приблизительно в одном направлении. Французские ученые из Обсерватории Лазурного берега измерили длину и углы залегания более чем полутора тысяч разломов длиной от десятков сантиметров до сотен метров на фотографиях OSIRIS-REx. Они обнаружили, что трещины, преимущественно, выровнены в направлении с северо-запада на юго-восток. Это указывает на то, что они образовались под воздействием Солнца и перепадов температур. В противном случае, если бы трещины формировались в результате оползней или ударных воздействий на астероид, они имели бы случайное направление.

На основе своих измерений ученые провели компьютерное моделирование, чтобы рассчитать время, необходимое для образования расколов и формирования трещин. В результате команда обнаружила, что Солнце разрушает породы на Бенну за срок от 10 до 100 тысяч лет, т. е. намного быстрее, чем предполагалось по аналогии с Землей.

Изучая трещины разного возраста, ученые пришли к выводу, что их развитие на Бенну ничем не отличается от эволюции аналогичных форм на Земле и на Марсе – даже несмотря на радикально иную гравитацию и отсутствие атмосферы на астероиде.