1. Измеритель скорости для станции «Луна-25» доставлен в НПО им. Лавочкина.

Автоматическая межпланетная станция «Луна-25» («Луна-Глоб») – один из самых известных и, на данный момент, самый ожидаемый долгострой российской космической программы. Подробнее о ней можно прочитать здесь.

Активная сборка летного аппарата для этой миссии шла с конца прошлого года. По состоянию на март 2021 года у НПО им. Лавочкина не было двух приборов. Первый из них – инерциометр «Биус-Л», который используется в системе навигации. Его разработкой занимался Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Пилюгина. Инерционный блок был доставлен НПО им Лавочкина с небольшой задержкой – в мае вместо апреля.

Второй недостающий прибор – применяемый при посадке ДИСД-ЛР, т. е. доплеровский измеритель скорости и дальности. За разработку ДИСД-ЛР отвечал концерн «Вега». Весной поставка прибора была запланирована на июнь, но он был получен в НПО им. Лавочкина только 6 августа.

Официально запуск космического аппарата назначен на октябрь или ноябрь 2021 года. Чтобы успеть к этому сроку, разработчики космического аппарата должны за 4-6 недель завершить испытания ДИСД-ЛР, интегрировать его в «Луну-25», а затем провести комплексные испытания космического аппарата в сборе. Кроме того, по некоторым данным, в дополнительных испытаниях может нуждаться программное обеспечение исследовательской станции. Учитывая очень сжатые сроки, сложно надеяться, что запуск состоится в срок.

Если Роскосмос примет решение отказаться от старта в этом году, то следующая возможность запустить «Луну-25» появится в мае 2022 года.

2. Роскосмос не смог получить бюджетное финансирование на спутниковую группировку «Эфир».

16 августа издание CNews сообщило, что из обновленной версии проекта национальной программы «Цифровая экономика» пропала спутниковая группировка «Эфир», стоимость которой Роскосмос оценивал в 300₽ млрд. Помимо «Цифровой экономики» деньги предполагалось получить по другим национальным программам и из внебюджетных источников. Однако инвесторов этот проект не заинтересовал, что, вкупе с потерей части бюджетного финансирования, не оставляет «Эфиру» никаких шансов.

Большая группировка низкоорбитальных спутников «Эфир» задумывалась в качестве аналога американской Starlink и британской OneWeb. В России есть серьезная проблема с обеспечением интернет-связью отдаленных северных территорий. Проводить канал в небольшие поселки на севере Сибири не выгодно для провайдеров. Кроме того, многие северные города тоже не подключены к магистральному кабелю. Однако правительство выбрало другой способ решения этой проблемы: финансирование получил проект прокладки интернет-кабеля по дну Северного Ледовитого океана вдоль побережья страны. Он не поможет обеспечить связью небольшие поселения в глубине материка, а потому после отказа от «Эфира» становится более вероятным выдача компании OneWeb лицензии в России.

Важно понимать, что «Эфир» – это лишь один из подпроектов большой прикладной космической программы «Сфера», и отказ от аналога Starlink никак не отменяет последнюю. В «Сферу», помимо уже существующих спутниковых систем связи и дистанционного зондирования Земли, должны войти несколько новых низкоорбитильных спутниковых группировок.

Самой известной из таки группировок является «Марафон IoT», для которой малые космические аппараты разрабатывает ИСС им. Решетнева. «Марафон IoT», как и Starlink, должен предоставлять интернет-связь наземным потребителям, однако прямым конкурентом западным системам он, как можно догадаться из названия, не является. Эта система рассчитана для применения в «интернете вещей». Она не сможет обеспечить высокую скорость обмена данными, но и не будет требовать большой антенны для связи.

Космическая лента

Обсудить