1. NASA решило не заменять сломанный блок питания и связи на корабле Orion.

30 ноября 2020 года НАСА сообщило о проблеме, обнаруженной специалистами компании Lockheed Martin в первом корабле «Орион». Этот корабль должен отправиться в испытательные полет в конце 2021 года (или, что более вероятно, в 2022 году). Выяснилось, что один из восьми «блоков снабжения энергией и передачи данных» PDU (power and data unit) работает некорректно: отказал один из двух резервных каналов на одной из двух коммуникационных плат. Эти блоки отвечают за связь между корабельным компьютером и другими системами «Ориона». А поскольку PDU расположены в адаптере между командным и служебным модулем, то на разборку корабля, замену блока, сборку и повторные испытания потребовалось бы до 12 месяцев.

Альтернативная схема ремонта предусматривала снятие панелей с соединительного адаптера, что изначально не предусматривалось их конструкцией. В этом случае на ремонт потребовалось бы всего четыре месяца.

17 декабря НАСА объявило, что специалисты агентства решили не заменять блок передачи данных, поскольку риск повреждения корабля при ремонте превышают риск аварии в случае запуска корабля со сломанным PDU.

Несмотря на это решение, особо рассчитывать на запуск «Ориона» осенью 2021 года не стоит. Основные препятствия для этого создает ракета SLS, которая до сих пор не прошла статические огневые испытания. 19 декабря сорвалась вторая попытка провести испытательную заправку центрального блока SLS компонентами топлива. Если во время предыдущей попытки 7 декабря удалось частично заправить бак жидкого водорода, то на этот раз до заправки дело даже не дошло.

2. Борисов: Роскосмос до сих пор не подготовил программу «Сфера».

Сегодня утром в РБК было опубликовано большое интервью вице-премьера Юрия Борисова, курирующего в правительстве ВПК и ракетно-космическую отрасль. Говоря о космонавтике, Борисов коснулся конфликта Роскосмоса и Министерства финансов. По его словам, проблемы с выделением бюджетных средств на космонавтику связаны с тем, что Роскосмос каждый год запрашивает финансирование не на те проекты, которые были указаны в утвержденной ранее десятилетней Федеральной космической программе. Каждое изменение требует согласований и тормозит процесс освоения даже выделенных средств.

Борисов рассказал также о ходе работ над новой программой по развитию прикладных спутниковых группировок «Сфера». В рамках президентского поручения, полученного по итогам совещания 2 ноября, до 10 декабря вице-премьер лично занимался вопросом формирования двух новых программ Роскосмоса (прим.: по всей видимости, второй является программа разработки сверхтяжелой ракеты). При этом он констатировал, что даже после двух лет работы Роскосмос так и не смог представить программу «Сфера» во «вменяемом» виде.

«Два с половиной года мы говорим, что такое «Сфера». То ли одно, то ли другое. Кто должен сформировать это все? Минфин, Минэк или Роскосмос? Я уже принимаю серьезные меры. (...) Сначала Роскосмос оценил «Сферу» в 3,3 трлн рублей, из которых 2,8 трлн рублей – бюджетные. Следующая итерация была – 1,8 трлн рублей, из них 1,46 трлн – бюджетные. (…) Но есть и третья цифра – 800 млрд рублей, которую Роскосмос заявил перед президентским совещанием. Надо понимать, под что конкретно просить деньги: цели, задачи и KPI». – сказал вице-премьер.

Пока что одобренное Минфином финансирование гораздо скромнее. В ближайшие три года на «Сферу» будет выделяться 7, 14 и 15 млрд рублей.

Космическая лента

Обсудить