Ночью 16 ноября в 3:27 мск со стартового комплекса 39А Космического центра им. Кеннеди во Флориде стартовала ракета-носитель Falcon 9, которая вывела на орбиту пилотируемый корабль Dragon 2. На его борту находятся три американских астронавта Майкл Хопкинс (командир корабля), Шеннон Уокер и Виктор Гловер и астронавт Японского космического агентства Соичи Ногучи. Они станут участниками 64/65 долговременной экспедиции на Международную космическую станцию.

Запуск был перенесен на сутки из-за того, что сильный ветер помешал автономной посадочной плавучей платформе Just Read the Instructions вовремя выйти в заданный район Атлантического океана для «ловли» первой ступени ракеты. Сегодня ступень удалось поймать. Обратной стороной переноса стало увеличение времени полета к МКС: он продлится 27,5 часов вместо 8,5.

Сегодняшняя миссия Crew-1 станет для корабля Dragon первым эксплуатационным полетом. Его сертификация в НАСА была завершена 10 ноября.

В 2010 году НАСА инициировало программу Commercial Crew Development, целью которой была постройка частных пилотируемых кораблей взамен уходящим на пенсию шаттлам. Принципиальным новшеством программы CCDev стало то, что НАСА решило заказывать не разработку и производство космических систем, а услугу по доставке астронавтов на МКС. Таким образом, подрядчики получили право распоряжаться созданными системами по своему усмотрению.

Изначально планировалось, что сертификация новых кораблей завершится до конца 2015 года, однако программа столкнулась с разнообразными препятствиями. НАСА не могло получить достаточно финансирования, подрядчики сталкивались с техническими сложностями и учились взаимодействовать с бюрократией космического агентства, которое привыкло к совсем другому формату работы.

Программа CCDev была разбита на несколько этапов с разными требованиями к проработке концепции пилотируемой системы. Два основные подрядчика были выбраны в сентябре 2014 года в рамках финального этапа CCtCap. Компании SpaceX было выделено $2,6 млрд на разработку пилотируемого корабля, проведение двух испытательных и шести регулярных полетов. Компания Boeing на эти цели получила $4,2 млрд. При этом сроки сертификации и первых эксплуатационных полетов новых кораблей сместились на 2017 год.

Фактически же сертификация Dragon завершилась лишь сейчас. Первый беспилотный полет корабля SpaceX Dragon 2 состоялся в марте 2019 года, первый пилотируемый полет – в мае 2020 года. Корабль Boeing Starliner отправился в беспилотный полет в декабре 2019 года, но в космосе он столкнулся со значительными техническими проблемами. Boeing предстоит повторить полет, затем провести испытательный пилотируемый полет и завершить сертификацию корабля в 2021 году.

В ближайшие годы НАСА предстоит заключить новые контракты со SpaceX и Boeing, которые будут покрывать только регулярные полеты на МКС, но не разработку новых кораблей. Это позволит нам оценить стоимость полета одного астронавта на кораблях Dragon 2 и Starliner.

Появление новых американских кораблей не означает, что астронавты перестанут летать на российских кораблях «Союз-МС». НАСА хотело бы возобновить перекрестные полеты, прерванные после отказа от «шаттлов», при которых один российский космонавт будет добираться до МКС на Dragon 2 или Starliner, а американский космонавт будет летать на «Союзе». Недавно НАСА внесло на утверждение Госдепартамента США постановление, которое позволит российским космонавтам полететь на американских кораблях уже в 2021 году, если будет достигнуто соответствующее соглашение с Роскосмосом.

Роскосмос также поддерживает идею перекрестных полетов, но не проявляет к ней заметного интереса и не торопится обсуждать конкретные даты, по крайней мере, в публичном поле.

С одной стороны, Россия больше не заинтересована в том, чтобы доставлять на МКС американских космонавтов, потому что не будет получать за это деньги. С другой стороны, никаких причин не проводить перекрестные полеты у Роскосмоса тоже нет. Однако стоит помнить, что сейчас приоритетом для госкорпорации является не наука, а коммерческая и пиар-деятельность. В следующем году планируется запуск на МКС «съемочной бригады» для съемки фильма «Вызов» и двух космических туристов. Вполне вероятно, что у Роскосмоса просто не получается вписать полет по обмену с американцами в этот график. Формально, тем не менее, переговоры с НАСА пока продолжаются.