1. На понедельник запланирован первый пуск LauncherOne.

Компания Virgin Orbit готова начать летные испытания ракеты-носителя сверхлегкого класса LauncherOne. Разработка ракеты для запуска сверхлегких спутников началась в 2015 году параллельно с созданием суборбитального туристического самолета SpaceShipTwo. LauncherOne – двухступенчатая ракета, оборудованная кислородно-керосиновыми двигателями собственной разработки Newton 3 (первая ступень) и Newton 4 (вторая ступень). Общая масса ракеты составляет 30 т, грузоподъемность – до 300 кг на солнечно-синхронную орбиту или до 500 кг на НОО.

LauncherOne – ракета с воздушным стартом. Она поднимается с Земли на переоборудованном самолете-носителе Boeing 747, который получил имя Cosmic Girl, и спустя 45-60 минут после старта отделяется и задействует собственные двигатели для набора космической скорости. Самолет базируется в аэропорте в пустыне Мохаве (Калифорния).

В своем первом полете ракета LauncherOne доставит на орбиту макет полезной нагрузки. Старт должен был состояться в воскресенье 24 мая, но он был сдвинут на сутки из-за «неисправного датчика». Теперь пуск запланирован на 20:00-0:00 мск 25 мая.

Цели испытаний – подтвердить производительность двигателей обеих ступеней, проверить работу системы разделения ступеней и отстрел головного обтекателя.

Сейчас на сборочном производстве уже близка к завершению постройка второй ракеты LauncherOne. Она предназначена для запуска малого спутника по контракту с НАСА.

2. Компания Planet будет выводить свои спутники на Falcon 9.

В 2019 году компания SpaceX объявила о запуске программы по доставке на орбиту малых спутников в качестве попутной нагрузки на ракетах Falcon 9.

На рынке космических запусков есть три подхода к запуску малых спутников. Во-первых, такие аппараты запускаются в качестве попутной нагрузки с большими спутниками. В этом случае сроки запуска и целевая орбита зависят от основного аппарата. Во-вторых, время от времени проводятся кластерные запуски десятков или даже сотен малых спутников. Такой возможности порой приходится ждать годами: старт будет переноситься, пока все космические аппараты не будут готовы к запуску. Наконец, в последние годы услуги индивидуального запуска малых аппаратов предлагает компания Rocket Lab, использующая ракету сверхлегкого класса Electron. В ближайшее время к ней присоединится LauncherOne от Virgin Orbit. Такие ракеты предоставляют гарантированный запуск в назначенный срок и на нужную орбиту, но, разумеется, покупка отдельной ракеты обходится заказчику дороже.

Подход SpaceX заключается в том, чтобы не привязывать конкретный малый аппарат к конкретной ракете-носителю. Сейчас Falcon 9 стартуют чаще раза в месяц, и компания, планирующая запуск своего микроспутника в космос, сможет воспользоваться ближайшим пуском со свободным слотом. SpaceX, со своей стороны, не придется откладывать пуски из-за неготовности попутной нагрузки.

Компания Planet, обладающая самой крупной группировкой малых спутников дистанционного зондирования Земли, решила стать клиентом SpaceX. Пока что контракт подписан на запуск двух партий по три спутника SkySat. Они отправятся на орбиту на ракетах Falcon 9, основной полезной нагрузкой которых станут спутники связи Starlink.

По словам вице-президента Planet Майка Сафьяна, программа SpaceX является крайне конкурентоспособной и одной из самых значительных программ для рынка малого спутникостроения. SpaceX предлагает очень привлекательную цену – от $1 млн за запуск 200 кг на низкую орбиту Земли с доплатой по $5 тысяч за каждый последующий килограмм. Для сравнения, запуск спутника на ракете Electron обойдется в $5 млн. Другим преимуществом стало большое количество целевых орбит, на которые могут быть запущены спутники. В то же время, спутникам SkySat все равно придется после отделения от ракеты добираться до рабочей орбиты самостоятельно.