Exomars – совместная исследовательская миссия Европейского космического агентства и Роскосмоса, которая выполняется в два этапа. Проект нацелен на поиск следов прошлой и настоящей жизни на Марсе, исследование его атмосферы и приповерхностного слоя горных пород. Запущенные ранее американские научные миссии ставили себе целью подтвердить или опровергнуть саму возможность существования жизни на Марсе в прошлом, но не занимались поисками следов этой жизни.

Выполнение первого этапа миссии «Экзомарс» началось весной 2016 года с запуском к Марсу спутника TGO (Trace Gas Orbiter) и экспериментальной посадочной платформы «Скиапарелли». К сожалению, платформа была потеряна в ходе посадки, но TGO успешно работает на орбите Марта с конца 2016 года. За разработку спутника и «Скиапарелли» отвечало ЕКА.

На втором этапе миссии, который ране планировался на 2018 год, но был перенесен на 2020-й, к Марсу будет запущен тяжелый марсоход с буровой установкой. Межпланетный перелетный модуль и марсоход «Розалинд Франклин», названный в честь одной из первооткрывательниц ДНК, разрабатываются в Европе. Разработкой посадочной платформы занимается подмосковное НПО им. Лавочкина. И на посадочной платформе, и на марсоходе будут находиться научные приборы как от ЕКА, так и от Роскосмоса.

12 февраля ТАСС опубликовало интервью руководителя представительства ЕКА в России Рене Пишеля. По его словам, разработка всех космических аппаратов миссии «Экзомарс-2020» идет по графику. Сборка посадочной платформы будет проходит в 2019 году в НПО им. Лавочкина. Затем десантный модуль будет отправлен в Thales Aleina Space в Италию для установки европейского бортового компьютера и другой аппаратуры. Затем модуль отправится на французское предприятие Thales Aleina Space для прохождения завершающих испытаний.

В декабре 2018 года сообщалось, что в НПО им. Лавочкина идут работы по наземной экспериментальной отработке десантного модуля. В конце года был собран макет составного космического аппарата, состоящего из макетов десантного и перелетного модулей. Этот макет будет испытываться на вибрационную, динамическую и статическую прочность. Окончание испытаний запланировано на июнь 2019 года.

5 февраля в НПО им. Лавочкина из Центра им. Хруничева была доставлена переходная система, предназначенная для установки космического аппарата миссии «Экзомарс» на разгонном блоке «Бриз-М». Она будет использована для проверки совместимости с аппаратом, испытаний системы разделения и совместных ударных испытаний.

Для запуска «Экзомарса» будет использована ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». Стартовое окно откроется 25 июля 2020 года. Запуск будет возможен в течение 3-4 недель.

Разрабатываемый в России десантный модуль должен обеспечить мягкую посадку посадочной платформы с марсоходом на поверхность Марса. Согласно графику миссии, это событие должно состояться 19 марта 2021 года. Район посадки находится на плато Кислое (Oxia Planum) вблизи экватора планеты.

Ссылка: tass.ru