Маленький марсоход Opportunity, работающий на Марсе уже 14 лет, зимой 2018 года медленно движется по внутренней части западного склона кратера Эндевор. Район, в котором он находится, в НАСА называют Perseverance Valley – Долина Настойчивости. По словам ученых, работающих с Opportunity, это место существенно отличается от районов, по которым перемещался маленький марсоход в прошлом.

Особое внимание планетологов привлекли продольные полосы из песка, расположенные параллельно склону и разделенные полосами гравия различной ширины. Происхождение этой текстуры поверхности остается загадкой для ученых. Набор возможных объяснений включает воздействие ветра, воды и льда. Кроме того, неизвестно даже, являются эти образования древними или современными.

Как известно, в прошлом ось вращения Марса менялась. В некоторые периоды времени полюс находился ближе к современному экватору планеты, и в результате снег, выпадающий зимой на полюсах, раньше выпадал и в более южных регионах. Согласно одной из версий, полосы, заинтересовавшие ученых, образовались именно в такой период благодаря процессу морозного пучения, которое выталкивало на поверхность более крупные частицы грунта, и силам гравитации, которые сбивали их в полосы. Подобный процесс наблюдается в некоторых регионах Земли, в частности – на Гавайях.

В Долине Настойчивости присутствуют прорезанные песком скалы, поднимающиеся над стенами кратера, и поэтому, по мнению ученых, сортировку гравия можно также объяснить работой ветра. Однако поверхность кратера покрыта большим количеством обломков, выброшенных из свежих ударных кратеров, и эти обломки затрудняют изучение воздействия ветра.

15 февраля марсоход Opportunity отметил юбилей – 5000 марсианских дней работы. Несмотря на то, что многие инструменты аппарата уже вышли из строя, он продолжит выполнять свои функции в 2018 году, и ученые надеются, что им удастся узнать что-то новое о необычной текстуре пород в Долине Настойчивости.

Ссылка: www.jpl.nasa.gov