В среду 14 октября американская исследовательская станция «Кассини» (Cassini), работающая в системе Сатурна с 2004 года, совершила близкий пролет около спутника Энцелад. В ближайшие дни на Землю будут переданы первые в истории детальные фотографии северного полюса этого космического тела.

Это событие стало первым в серии из трех пролетов около Энцелада. Второй из них ожидается во второй половине октября, третий – в середине декабря этого года. «Кассини» пролетел вчера на умеренно малом расстоянии от поверхности спутника – 1839 км. В предыдущие годы космический аппарат уже проводил детальную съемку поверхности Энцелада, однако северный полюс всегда оставался в зимней тени. Сейчас в северном полушарии спутника наступило лето. Это позволит провести съемку находящихся там следов древней геологической активности. Планетологи надеются, что эти данные позволят уточнить наши представления о внутреннем строении Энцелада.

«Мы отслеживаем признаки активности Энцелада более десяти лет». – говорит Бонни Буратти, эксперт по ледяным спутникам в Лаборатории реактивного движениz НАСА и участник научной команды зонда «Кассини». – «Интенсивность подповерхностной активности на этом спутнике стала для нас большим сюрпризом. Мы все еще пытаемся понять, как она возникла и как эволюционировала до нынешнего уровня».

С 2005 года, когда были открыты гейзеры из водяного льда на Энцеладе, этот объект считается одним из самых перспективных мест в Солнечной системе для поисков внеземной жизни. В марте 2015 года ученые нашли признаки того, что на дне подповерхностного моря на Энцеладе есть гидротермальная активность, а в сентябре появились предположения, что океан на спутнике является глобальным.

Глобальная природа океана и наличие гидротермальной активности, по мнению ученых, могут создать на Энцеладе среду, похожую на придонную среду в глубоководных частях земных океанов. Идея о существовании жизни там, в миллиардах километров от Земли, является крайне заманчивой, но, увы, пока бездоказательной.

Второй близкий пролет «Кассини» около Энцелада состоится 28 октября. В этот день расстояние между ними составит всего 49 км. Во время сближения «Кассини» испытает рекордное погружение в среду из ледяных частиц, источником которых являются гейзеры Энцелада. Ученые надеются, что им удастся найти новые свидетельства гидротермальной активности в океане спутника.

Расстояние максимального сближения во время третьего пролета, который состоится 19 декабря, составит 4999 км.

Ссылка: jpl.nasa.gov