Японское космическое агентство сообщило о завершении работ над созданием межпланетной исследовательской станции Хаябуса-2 (Hayabusa 2). Аппарат готов к транспортировке на космодром, где его ожидают последние проверки перед запуском, который запланирован на декабрь 2014 года. Новый японский зонд предназначен для отбора пробы грунта с астероида 1999 JU3 и доставки ее на Землю.

Конструктивно Хаябуса-2 очень похож на одноименный предшественник, хотя, конечно, учитывает его недостатки. Наиболее заметным отличием является переход к двум остронаправленным антеннам Ka- и X-диапазона. Для набора скорости аппарат будет использовать, как и раньше, ионные двигатели, однако с увеличенной тягой (с 8 до 10 миллиньютонов). Кроме того, Хаябуса-2 получила 12 маневровых двигателей для управления пространственной ориентацией. Эта система была одним из слабых мест предыдущего зонда.

Первая Хаябуса еще в 2010 году принесла ученым полторы тысячи пылинок с астероида Итокава. Станция за свой семилетний полет пережила множество приключений, которые добавили японским специалистам седых волос. Достаточно сказать, что по первоначальному плану миссии возвращение на Землю должно было состояться в 2007 году. Аппарату дважды не удавалось отобрать грунт, затем жесткий удар сломал грунтозаборное устройство, и ученые до самого конца миссии не знали, удастся ли им получить хоть немного грунта. Наконец, на обратном пути из-за проблем с пространственной ориентацией и дефицита энергии связь с зондом была потеряна на более чем две недели. После многих усилий зонд удалось направить к Земле. Благополучное завершение миссии можно считать большой удачей.

Разработчики выражают надежду на то, что путешествие Хаябусы-2 к астероиду 1999 JU3 пройдет более спокойно. Этот астероид почти в два раза больше Итокавы и находится дальше от Земли, поэтому дорога к нему и обратно должна занять шесть лет. Возвращение на Землю капсулы с грунтом запланировано на 2020-2021 год.

Ссылка: www.planetary.org