Американский Национальный исследовательский совет выпустил давно ожидаемый отчет по программе пилотируемых полетов. Над составлением 285-страничного документа много лет работала большая группа экспертов. Этот отчет описывает все шаги, которые позволят достичь главной цели - высадки на Марс в 2030-х годах. Предложенная программа значительно отличается от нынешней стратегии НАСА.

С одной стороны, выводы отчета подтверждают ключевые технические запросы НАСА: необходимость создания сверхтяжелой ракеты-носителя, пилотируемого корабля, двигательного и обитаемого модулей, системы жизнеобеспечения, технологий мягкой посадки на Марс и взлета с него. Однако «дорожная карта» стратегических миссий, предложенная экспертами, значительно отличается от плана НАСА. Официально американское космическое агентство анонсировало одну ключевую миссию, которая необходима перед марсианской – полет на астроид. Сегодня она сводится к двум этапам. Первый – ARRM (Asteroid Redirect Robotic Mission, захват и транспортировка астероида автоматической станцией). При получении финансирования, он должен начаться в 2019 году. К 2024 году астероид или, скорее, его фрагмент должен быть перемещен на окололунную орбиту. Для транспортировки массивного объекта планируется использовать транспортно-энергетический модуль на солнечных батареях – SEP (Solar Energy Propulsion). Второй этап – пилотируемый полет на этот астероид с целью изучения его астронавтами. Он обеспечит тестирование жилого модуля для дальнего космоса (Deep Space Habitat) и подтвердит способность НАСА обеспечить надежность техники в длительных экспедициях.

Группа экспертов Национального исследовательского совета считает, что план НАСА не предоставит весь необходимый для достижения Марса опыт. Опубликованный в среду отчет приводит доводы в пользу того, что промежуточным этапом перед Марсом должна стать Луна, затем – высадка на Фобос, и только после нее экспедиция на Марс. Также эксперты считают полезным вернуться к первоначальному плану «астероидной» миссии. Он предполагал полет в дальний космос без предварительной доставки астероида на орбиту Луны. Наконец, в отчете указывается, что для достижения стратегических целей НАСА следует расширить международное сотрудничество, включив Китайское космическое агентство в список полноправных партнеров по пилотируемой космонавтике.

Высадка на Луну четырех человек (LSS, Lunar Surface Sortie) присутствует в текущих презентациях потенциально перспективных миссий, наряду с полетом на околоземный астероид. Глава НАСА Чарльз Болден, которому, в отличие от экспертов, приходится иметь дело с дефицитом бюджета, критически прокомментировал предложение повторить высадку на Луну. Он полностью отверг возможность возвращения к программе «Созвездие» (Constellation) и заявил, что затраты на реализацию такой миссии похоронят все планы достичь Марса до конца 2030-х годов.

Рекомендация начать сотрудничество с Китаем также, по мнению многих независимых наблюдателей, не вызовет энтузиазма у американского космического агентства. Во-первых, американские правительственные структуры на настоящий момент не готовы снять ограничения, препятствующие сотрудничеству НАСА с военизированными организациями. Во-вторых, последние события показывают, что НАСА не стремится к сотрудничеству с другими странами любой ценой, а политические риски могут сделать союз с Китаем еще более ненадежным, чем союз с Россией. В-третьих, несмотря на значительные успехи последних лет, китайские космические технологии до сих пор значительно отстают от американских, поэтому в по-настоящему прорывной миссии Китай мало чем сможет помочь.

В вопросе об МКС позиции НАСА и Национального исследовательского совета также не сходятся. Космическое агентство считает МКС важным полигоном, необходимым для отработки медицинских проблем долговременных миссий в дальний космос. По мнению НАСА, следует приложить все усилия для сохранения станции на орбите. Эксперты же указывают на то, что стоимость содержания станции несоизмеримо превышает полезную отдачу. Кроме того, радиационные условия на низкой орбите отличаются условий за радиационными поясами Земли. Затраты же средств на содержание МКС так велики, что они просто-напросто лишают НАСА возможности организовать миссию в дальний космос. Экспертная группа делает вывод, что в случае сохранения станции до 2028 года и при поддержании бюджета агентства на нынешнем уровне, средства на разработку необходимых для Марса технологий и технических средств появятся только к концу третьего десятилетия XIX века. Это ставит крест на планах достичь соседней планеты в 2030-х годах.

Впрочем, вскоре после публикации отчета НАСА выпустило дипломатичный комментарий, в котором приветствовало публикацию документа и отметило базовые сходства между своей программой и предложениями экспертов.

Источник: nasaspaceflight.com