1. График создания коммерческих пилотируемых кораблей.

НАСА отчиталось о достигнутом за последний квартал прогрессе в программе CCtCap, целью которой является разработка и эксплуатация новых коммерческих пилотируемых кораблей компаний Boeing и SpaceX. Согласно обновленному графику, обе компании отстают от первоначально утвержденного плана, причем Boeing демонстрирует гораздо более низкую эффективность.

Пилотируемый корабль Boeing Starliner (CST-100) должен будет отправиться в первый беспилотный полет только в декабре 2017 года. В феврале 2018 состоится первый испытательный пилотируемый полет, а окончательная сертификация корабля запланирована на май 2018 года. Ранее предполагалось, что Starliner начнет регулярно доставлять астронавтов на МКС в конце 2017 года, опередив конкурирующий корабль.

Разработка SpaceX Dragon тоже отстает от расписания, однако первый беспилотный полет сдвинулся «вправо» лишь на два месяца. Теперь он планируется не в декабре 2016, а на полгода позже. Полет со стыковкой с МКС, который пройдет в автоматическом режиме, должен будет состояться в мае. Испытательный пилотируемый полет намечен на август 2017 года. Сертификация корабля, означающая готовность к регулярному использованию, по плану должна состояться в октябре следующего года, т. е. на семь месяцев раньше «Старлайнера».

2. Повторный полет Falcon 9.

По неподтвержденной информации, компания SpaceX на днях договорилась с заказчиком о запуске космического аппарата на ракете Falcon 9 с повторно используемой первой ступенью. Пуск первой б/у ракеты должен состояться осенью этого года.

3. «Марсоход 2020» подорожал на 30%.

Бюджет следующей флагманской научно-исследовательской миссии НАСА «Марс 2020» вырос с $1,5 до $2,1 млрд. «Марс 2020» представляет собой второй марсоход на хорошо зарекомендовавшей себя платформе MSL/Curiosity. В декабре 2012 года, когда проект был представлен впервые, представители НАСА уверяли, что именно использование существующей платформы позволит существенно снизить стоимость миссии на 40% (MSL обошелся в $2,5 млрд). Теперь, однако, стоимость проекта возросла. Нынешнее удорожание объясняется тем, что в ходе проектирования было принято решение увеличить научную нагрузку и модифицировать некоторые системы марсохода.

4. «Орион» и полеты к Луне.

Представители НАСА подтвердили, что разработка сверхтяжелой ракеты SLS и тяжелого пилотируемого корабля для дальнего космоса «Орион» продолжается в соответствии с графиком, несмотря на задержку с доставкой служебного модуля первого корабля из Европы. Определенное беспокойство у НАСА вызывает медленно продвигающаяся модернизация наземной инфраструктуры. Тем не менее, агентство выражает уверенность, что первый пуск SLS с беспилотной миссией по облету Луны (EM-1, Exploration Mission 1) состоится в сентябре-ноябре 2018 года.

По словам заместителя директора НАСА по пилотируемым полетам Уильяма Герстенмайера, обитаемый модуль для корабля «Орион» будет разработан к 2021-2022 году. Поскольку этот модуль будет запускаться одновременно с самим кораблем, фактически он будет играть роль бытового отсека. Ранее НАСА рассматривало несколько концепций обитаемого модуля от разных компаний. Идею модуля, запускаемого одновременно с кораблем, предложила корпорация Lockheed Martin, занимающаяся разработкой самого «Ориона».

Хотя официальной целью пилотируемой программы НАСА является Марс, в 2020-х годах деятельность американских астронавтов будет направлена на освоение окололунного пространства. Бытовой модуль потребуется «Ориону» для создания нормальных бытовых условий для экипажа и увеличения максимальной продолжительности автономного полета.

Четко принятой программы работы в окололунном пространстве не существует, но из презентаций НАСА складывается такая картина:

• 2023 год – первый полет на орбиту Луны
  • 2026 год – полет для изучения астероида, доставленного на орбиту Земли
  • 2027-2030 годы – регулярные полеты с постепенным увеличением продолжительности пребывания астронавтов в дальнем космосе.