С весны прошлого года американская научно-исследовательская станция Dawn («Рассвет») изучает карликовую планету Церера. В течение лета и осени 2015 года зонд снижал орбиту, и 8 декабря 2015 года он вышел на высоту полета 210 км над поверхностью этого космического тела.

На прошлой неделе ученые, работающие с научными данными миссии Dawn, объявили, что им удалось найти на поверхности Цереры постоянно затененные кратеры. Во многих из них должна поддерживаться достаточно низкая температура, чтобы содержащийся там водяной лед не сублимировался и не покидал планету. Такие регионы обычно называют «холодными ловушками». Существование ловушек на Церере было предсказано, но до сих пор не подтверждено.

По словам планетологов, условия на Церере отлично подходят для накопления водяного льда на поверхности. Масса карликовой планеты достаточно велика, чтобы ее гравитация удерживала молекулы воды. Мантия планеты, как полагают ученые, в существенной ступени состоит изо льда. А температура в постоянно затененных кратерах, согласно предварительному анализу, должна быть ниже, чем на Меркурии. При этом существование воды на ближайшей к Солнцу планете уже было подтверждено.

Постоянно затененные регионы на Церере – как и на Луне, и на Меркурии – расположены в ударных кратерах вблизи полюсов на их дне и на поверхности обращенных от Солнца стенок. Температура в них не поднимается выше -151 градуса Цельсия.

В своем исследовании американские ученые изучали северное полушарие Цереры, поскольку оно лучше освещено и потому более информативно отснято. Многочисленные снимки с разных точек орбиты были скомбинированы в месте, в результате чего появилась трехмерная модель рельефа Цереры. После этого было проведено компьютерное моделирование орбитального движения карликовой планеты, установившее постоянно затененные регионы и получаемое планетой количество солнечного тепла.

В северном полушарии Цереры найдены десятки постоянно затененных ловушек. Крупнейшая из них расположена в кратере диаметром 16 км, который находится в 65 км от полюса. Общая площадь найденных «ловушек» составляет 1800 кв. км.

Планетологи считают, что температура в постоянно затененных кратерах на Церере будет ниже, чем на Меркурии и на Луне. Поэтому лед должен накапливаться даже в тех кратерах, которые расположены в относительно низких широтах, тогда как на Меркурии и Луне лед существует только в приполярных кратерах. Эффективность захвата льда на Церере должна быть довольно высокой. По подсчетам ученых, одна из тысячи молекул воды, выступающих на поверхности Цереры, в течение года должна оказаться в одной из «холодных ловушек». В результате, за сто тысяч лет в кратерах карликовой планеты должен накопиться тонкий, но достаточный для обнаружения нашими инструментами слой водяного льда.

Ссылка: www.jpl.nasa.gov