Одним из наиболее затратных проектов последних лет для американского космического агентства является сверхтяжелая ракета SLS – Space Launch System, Система космических запусков. Первый полет SLS запланирован на ноябрь 2018 года. SLS имеет несколько модификаций, которые будут разрабатываться последовательно. Первая из них называется Block 1. Ее особенность – использование кислородно-водородной верхней ступени ракеты Delta IV Heavy, которая была переименована из DCSS (Delta Cryogenic Second Stage) в ICPS (Interim Cryogenic Propulsion System). SLS Block 1 будет способна выводить 70 т на низкую орбиту Земли, именно она в 2018 году в рамках миссии EM-1 (Exploration Mission 1, «Исследовательская миссия №1») отправит корабль «Орион» в облет Луны. Позднее в 105-тонной модификации Block 1B верхняя ступень будет заменена на более мощную EUS (Exploration Upper Stage, Исследовательская верхняя ступень). В модификации Block 2, которая появится после 2030 года и будет иметь грузоподъемность не менее 130 т, будут модернизированы и верхняя ступень, и боковые твердотопливные ускорители.

В отличие от предшественницы, отмененной сверхтяжелой ракеты Ares V, разработка SLS продвигается без технологических сложностей и значительных переносов. Основная ее проблема – отсутствие твердых планов эксплуатации и разрабатываемых для нее космических аппаратов. Изменить ситуацию, по мнению НАСА, сможет 105-тонная SLS, для которой, помимо пилотируемой программы, найдется применение в запусках новых больших научно-исследовательских миссией.

На презентации бюджетного запроса на 2017 год представители НАСА отметили, что уровень финансирования исследовательских пилотируемых систем, т. е. SLS и корабля для полетов в дальний космос «Орион», не позволяет быстро перейти к использованию SLS Block 1B. Однако в новой документации НАСА, которая имеется в распоряжении NASASpaceFlight, предполагается совсем иное развитие событий.

Как уже отмечало НАСА, сертификация верхней ступени ICPS для использования в пилотируемых запусках потребует существенных расходов – по последним подсчетам, до 150 млн долларов. Если отказаться от форсированной разработки SLS Block 1B, ICPS будет использована во всего одной миссии по облету Луны, EM-2, которая состоится между 2021 и 2023 годами, поскольку в запланированной на 2018 год миссии EM-1 «Орион» будет беспилотным. Использование EUS в EM-2 позволит сэкономить эти 150 млн долларов. Поэтому, согласно документации, написанной в рамках Анализа системных требований к SLS, работа над ICPS должна прекратиться сразу после первого полета ракеты в 2018 году, а отправной точкой для SLS Block 1B должна стать EM-2 (хотя этот план не снимает вопросы относительно запуска пилотируемого корабля на носителе, который не имеет летной квалификации). Использование второй ступени EUS и универсального соединительного адаптера Universal Stage Adapter позволит выводить на орбиту Луны вместе с «Орионом» до 10 т полезной нагрузки, в которые можно включить дополнительный бытовой отсек и различные грузы.

Намерение перейти к конфигурации Block 1B начиная со второго полета SLS создает некоторые дополнительные сложности. Помимо разработки EUS, НАСА придется ускорить перестройку стартового комплекса, в первую очередь – мобильной пусковой башни (Mobile Launcher). После модернизации башня и другая наземная инфраструктура не будут иметь обратной совместимости с SLS Block 1, т. е. использование 70-тонной ракеты станет невозможным.

Как уже говорилось выше, сокращение финансирования разработки SLS, заявленное в бюджетном запросе НАСА и президентской администрации на 2017 год, сделает реализацию этих планов невозможной. В то же время, скорее всего, НАСА в действительности не планирует сокращать свои затраты, рассчитывая, что американский Конгресс, как он это делает каждый год, даст дополнительное финансирование исследовательским пилотируемым программам.