Американские ученые провели съемку системы молодой звезды LkCa 15, на которой запечатлен газопылевой диск с формирующимися в нем планетами. Статья об этом исследовании была опубликована в журнале Nature 18 ноября. Данная съемка стала первым случаем, когда находящиеся в процессе формирования из газа и пыли планеты удалось сфотографировать напрямую.

Звезда LkCa 15 находится в 450 световых годах от нас. Она, как и Солнце, относится к типу желтых карликов, но возраст LkCa 15 составляет всего 2 млн лет (для сравнения, наша звезда появилась около 4,6 млрд лет назад). Вокруг LkCa 15, как это часто бывает у молодых звезд, находится диск из вращающегося горячего газа и пыли. Из этого вещества, как считают ученые, и образуются планеты.

В ходе предыдущих исследований в газопылевом диске около звезды LkCa 15 были отмечены пробелы. Считается, что такие следы создают планеты, которые «расчищают» пространство вокруг своих орбит. Более того, асимметрии и тепловые аномалии в газе свидетельствовали о влиянии планет на диск. В 2011 году по этим косвенным признакам ученые сделали вывод о существовании планеты LkCa 15b – газового гиганта, расположенного на расстоянии 16 астрономических единиц от звезды (в Солнечной системе он находился бы между орбитами Сатурна и Урана).

Сейчас ученые из Аризонского университета получили снимки системы LkCa 15, сделанные 8,4-метровым Большим бинокулярным телескопом (LBT, Large Binocular Telescope) с адаптивной оптикой. На фотографиях на предполагаемой орбите LkCa 15b были зафиксированы альфа-водородные фотоны, которые должны выделяться при падении сильно нагретого вещества на молодые планеты. Это стало подтверждением наличия планеты на этой орбите. Более того, в другом промежутке в газопылевом диске была обнаружена планета LkCa 15c. Ученые предполагают, что около этой звезды есть и третья планета – LkCa 15d.

Таким образом, гипотеза, связывающая строение газопылевых дисков в молодых звездных системах с наличием в них планет, получила веское подтверждение. В дальнейшем наблюдение за дисками более удаленных звезд, для которых провести прямую съемку не представляется возможным, позволит с большой вероятностью предполагать наличие около них планет.

Ссылка: space.com