Экзопланетами называют планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы. К 2015 году ученым известно уже несколько тысяч экзопланет. Почти все они были обнаружены по косвенным признакам при помощи транзитного, допплеровского, гравитационного и других методов. Во всех этих методах астрономы наблюдают за звездой и по изменению каких-то ее параметров предполагают наличие рядом с ней планеты.

В то же время, небольшое количество экзопланет было сфотографировано напрямую. В основном это газовые гиганты либо коричневые карлики, которые являются скорее не планетами, а неразвившимися звездами. Все сфотографированные тела находятся на сравнительно небольшом удалении от Солнца. Через несколько лет, когда будет введен в строй космический телескоп Джеймс Вебб (2018) и появятся проектируемые сейчас гигантские оптические телескопы (американский TMT на Гавайях и европейский E-ELT в Чили планируется достроить в 2022-2024 годах), количество снятых напрямую экзопланет увеличится. А пока редакция «Космической ленты новостей» выбрала пять самых симпатичных планет, которые можно увидеть хорошо вооруженным взглядом с Земли.

Примечание. Экзопланеты получают свои имена путем добавления малой буквы латинского алфавита к названию звезды, рядом с которой они находятся. Буквы назначаются в порядке обнаружения планеты, «а» закреплена за звездой, хотя обычно опускается. Например, суперземля HD 156668 b – первая планета, обнаруженная в системе звезды HD 156668. Если там будет обнаружена еще одна планета, она получит название HD 156668 c.

1. Глизе 504 b (GJ 504b). Снимок газового гиганта с массой в четыре раза больше массы Юпитера был получен обсерваторией Кек на Гавайях в 2011 году. Система Глизе 504 (или 59 Девы) находится в 57 световых годах от нас. Радиус орбиты планеты составляет 43,5 астрономических единицы. Это больше, чем у Плутона. В то же время, если вы оптимист, ничто не мешает предположить, что со временем на орбите газового гиганта появится множество спутников с подповерхностными океанами, как у нашего Юпитера.

2. Фомальгаут b – подтвержденное космическое тело рядом со звездой главной последовательности Фомальгаут (HD 216956) в созвездии Южная Рыба в 25 световых годах от нас. Его масса превышает массу Юпитера менее чем в два раза, что делает эту экзопланету самой маленькой из всех, обнаруженных напрямую. Природа этого объекта, удаленного от звезды на 116 а. е., остается неясной. Некоторые астрономы считают, что на снимках телескопа Хаббл мы наблюдаем облако обломков, образовавшееся в результате недавнего столкновения кометы и астероида. В то же время, подавляющее большинство ученых все-таки склоняется к мысли о том, что Фомальгаут b – это планета. Нужно отметить, что Фомальгаут является очень молодой звездой, вокруг которой все еще сохраняется газопылевой диск. Кроме того, факт того, что крупная планета может существовать на такой удаленной орбите, весьма любопытен. Тут можно вспомнить предположения некоторых астрономов, что на удалении в несколько сотен а. е. от Солнца существует одна или даже несколько «карликовых» планет, размеры которых сравнимы с размерами Земли.

3. Сразу четыре газовых гиганта было обнаружено рядом с очень молодой звездой HR 8799. Свет от нее доходит до Земли за 129 лет. На инфракрасном снимке гавайского телескопа Кек видны они все. Радиус орбит планет составляет 14,5 (HR 8799 e), 24 (HR 8799 d), 38 (HR 8799 c) и 68 (HR 8799 b) а. е. Самая удаленная экзопланета HR 8799 b имеет массу в пять масс Юпитера, остальные – около семи. В системе HR 8799 есть два пояса обломков, внутренний (виден около звезды) и внешний, за пределами орбиты самой отдаленной экзопланеты. Внешний «пояс Койпера» HR 8799 является одной из самых крупных известных структур подобного рода. Говорить даже о гипотетическом наличии жизни на спутниках планет-гигантов в системе HR 8799 пока не приходится. Для этого необходимо подождать несколько миллиардов лет.

4. Еще один газовый гигант с массой 7 масс Юпитера – Бета Живописца b (Beta Pictoris b, GJ 219 b). Бета Живописца тоже крайне молодая звезда, она удалена на 63 световых года от нас. Планета находится на орбите с радиусом 9 а. е., имеет собственный радиус около 1,9 радиуса Юпитера и температуру поверхности около 1600 градусов Кельвина. Такая высокая температура вообще характерна для молодых планет. Бета Живописца b была сфотографирована в 2003 году европейской обсерваторией VLT в Чили, однако ученые обнаружили ее на снимке только спустя пять лет после этого благодаря новой технологии обработки изображений.

5. 2M1207 b – объект массой 6-10 масс Юпитера, находящийся на орбите коричневого карлика 2M1207 в созвездии Центавра в 170 световых годах от Земли. Он был сфотографирован инфракрасным спектрометром телескопа VLT в Чили в 2004 году. Любопытно, что яркость горячего газового гиганта всего в сто раз ниже светимости несостоявшейся звезды, вокруг которой он вращается. Радиус орбиты 2M1207 b – 40 а. е. Предполагается, что температура на поверхности 2M1207 b должна составлять около 1600 К. Однако теоретические модели предсказывают, что при такой температуре светимость планеты должна быть на порядок больше, чем мы наблюдаем в реальности.